Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Месса «Simile est regnum caelorum» (Царство Небесное подобно) – произведение Т.Л.де Виктория для мужского хора а-капелла. Текст мессы на латинском языке и ее строение традиционны. Название содержит отсылку к эпизоду из Евангелия от Матфея – притче о званных в разные часы для работы в винограднике. На эту же тему была написана одноименное песнопение, точно цитирующее Евангельский эпизод. Композитор взял за основу мелодию этого сочинения, как это практиковалось в XVI веке. Это выразительное сочинение задумчивого характера, с развитым многоголосьем сегодня исполняется лучшими музыкальными коллективами мира, а также записывается.
История создания
Месса «Simile est regnum caelorum» является ярким примером творчества Т.Л.де Виктории, которого называли «испанским Палестриной». Действительно, композитор перенял мастерство Палестрины во время своей учебы в Риме и стал одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения на испанской земле. Многочисленные духовные сочинения перекликаются по содержанию с творениями Дж.Палестрины, Орландо ди Лассо и других представителей эпохи, но они совершенно самобытны, неповторимы и изысканны. Каждое творения мастера стало памятником музыкального искусства XV века.
Отношение автора к вере
Томас Луис де Виктория родился в традиционной христианской семье Испании. Его мать, по некоторым сведениям, или ее предки происходили из евреев, принявших крещение в Испании. С раннего возраста и до 18 лет будущий композитор пел в церковном хоре, был увлечен музыкой, обучался композиции. Обладая замечательным голосом, Томас де Виктория предпочел сосредоточиться на карьере церковного композитора. Впоследствии принял сан священника. Все его произведения духовного содержания достаточно быстро обрели известность, в 1576 году был опубликован первый сборник. В XX веке интерес к сочинениям Томаса де Виктории подарил второе рождение большинству произведений – они стали исполняться и записываться лучшими студиями и коллективами мира.
Биография
Томас Луис де Виктория родился в Кастилии около 1548 года. После смерти отца в 1557 году его дядя, Хуан Луис, стал опекуном мальчика. Он был хористом в одном из соборов Авилы (провинция Кастилии). Считается, что в это время будущий композитор начал заниматься с органистом в авильской школе для мальчиков.
Получив грант от Филиппа II в 1565 году, будущий композитор отправился в Рим и стал хористом в Немецком колледже, основанном святым Игнатием Лойолой. Возможно, он учился у Палестрины примерно в это время и безусловно, на него повлиял стиль великого итальянца. В течение некоторого времени, начиная с 1573 года, Томас Луис де Виктория занимал две должности: одну в Немецком колледже, а другую в Папской римской семинарии. В 1571 году он был принят на работу в Немецкий колледж в качестве преподавателя и начал получать свой первый стабильный доход. После того, как Палестрина покинул семинарию, Виктория занял должность маэстро (предположительно по представлению последнего).
Композитор был рукоположен в сан священника в 1574 году епископом Томасом Голдвеллом. До этого он был рукоположен в сан дьякона, но недолго служил в этом качестве, так как обычно дьяконы вскоре становились священниками. В 1575 году де Виктория был назначен руководителем Капеллы Святого Апполинария. Церковные руководители часто спрашивали композитора о его мнении по назначению на должности в соборе, ценя его славу и знания. Он был верен своей должности монастырского органиста даже после своего профессионального дебюта в качестве органиста.
В 1587 году Филипп II удовлетворил желание де Виктории вернуться в родную Испанию, назначив капелланом своей сестры, вдовствующей императрицы Марии, дочери Карла V, которая с 1581 года жила в уединении со своей дочерью принцессой Маргаритой в монастыре де лас Дескальзас де Сент-Клара в Мадриде. Композитор проработал 24 года в Дескальзас-Реалес, 17 лет служил капелланом императрицы до ее смерти, а затем органистом монастыря. Ему также платили в Дескальзас-Реалес гораздо больше, чем он зарабатывал бы в качестве капеллана кафедрального собора. Когда императрица Мария умерла в 1603 году, она завещала три должности капеллана в монастыре, причем одна из них досталась Томасу Луису де Виктории. По словам самого композитора, он никогда не принимал никакой дополнительной платы за то, что выполнял обязанности капельмейстера и стал органистом, а не капельмейстером. Таково было условие, в котором он настоял, что его контракт позволял ему частые путешествия вдали от монастыря. Он имел возможность посетить Рим с 1592 по 1595 год, где был на погребении Палестрины. В последние годы жизни Томас Луис де Виктория продолжил работать органистом, отказавшись от более высоких постов. Умер прославленный композитор в 1611 году в Мадриде в резиденции капелланов и был похоронен там же, но, к сожалению, на сегодняшний день его могила не идентифицирована. Произведения великий испанский композитора эпохи Возрождения в настоящее время часто исполняются лучшими музыкантами мира.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.