Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Произведение Рембрандта ван Рейна «Изгнание торгующих из храма» написано на известный евангельский эпизод. Изначально люди, торговавшие во внешнем дворе Иерусалимского храма, продавали там вещи, необходимые для богослужения. Однако со временем они становились всё более сребролюбивы, возросла жажда увеличения своего богатства. В ассортимент товаров, предлагаемых приходящим во Храм во время больших празднований, входили совершенно посторонние предметы, на продажу выставлялись животные не для обрядовых церемоний. Помимо этого, на территории храма занимались обменом римских монет, бывших тогда в ходу на территории Израиля, на монеты еврейские, что приносило значительную прибыль меновщикам.
Художник сделал приоритетом в своей композиции крупный план, показывающий праведный гнев Христа, излившийся на торговцев. Лицо Спасителя передаёт напряжение и строгость: морщины на лбу, плотно сжатые губы, сосредоточенный взгляд говорят о Его твёрдом намерении покончить с бесчинством в Храме. С помощью плети Он выгоняет торгующих с территории.
Мужчины напуганы и второпях покидают двор. Один из них заслонил лицо руками в ожидании. Двое других поспешно собирают рассыпавшиеся по столу монеты, желая сохранить нажитое богатство. Картина получилась очень динамичной, все участники события запечатлены в движении, что создаёт ощущение суеты и общего волнения. Эмоции каждого персонажа тщательно продуманы и выражены живописцем настолько реалистично, что у зрителя невольно возникает чувство сопричастности происходящему.
История создания
Произведение относится к ранним работам мастера, создано оно было в 1626 году, когда будущий известный голландский живописец проживал в родном городе Лейден. На момент окончания картины Рембрандту было всего 20 лет, но уже тогда его полотна отличались тщательной и детальной проработкой. «Изгнание торгующих из храма» выполнено с довольно красочными и пёстрыми оттенками с преобладанием холодных тонов. Проявляя живой интерес к психологическим сюжетам, художник и здесь сумел подчеркнуть остроту конфликтной ситуации.
Долгое время под вопросом оставалась подлинность авторства картины. Сомнения вызывали многофигурность, использование ярких красок. Но в конечном итоге эксперты признали, что работа принадлежит кисти великого художника. По одной из версий, поза Христа на картине была заимствована Рембрандтом у другого знаменитого живописца – Альбрехта Дюрера.
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.