Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Очередной рисунок серии Сальвадора Дали «Biblia Sacra» изображает эпизод, описанный во 2-й главе Евангелия от Иоанна (16-й стих), когда Христос изгнал торгующих из иерусалимского храма, справедливо посчитав это оскорблением дома Божьего. Вторая евангельская цитата, которой автор считает нужным сопроводить свою иллюстрацию, взята из Книги Екклезиаста. «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо не думают, что худо делают» (Еккл.4:17). Здесь мы видим призвание верующего к благочестивому поведению и соответствующему образу мыслей в храме, что также отвечает сюжету «Изгнания…». Судя по всему, в своем произведении Дали стремился донести до верующих важную мысль: невежество не является оправданием для грешников; ответственность за свои действия в жизни всё равно придётся нести.
В интерпретации Дали менялы предстают в виде коричневых кремовых пятен, обозначающих головы в самых простых формах. Некоторые головы поразительно напоминают отпечатки больших пальцев рук. Один из 26-ти менял, наиболее близкий композиционно к главному персонажу, отмечен синим тюрбаном.
Центральная фигура – Иисус Христос. Он показан со спины. Его раскинутые руки и прибранные волосы, сама поза свидетельствуют о том, что Дали знаком с классической традицией изображения Спасителя.
Это графическое произведение часто сравнивают с живописной картиной Дали, созданной чуть раньше – в 1963-м году. Полотно со сложным названием «Galacidalacidesoxyribonucleicacid», посвященное открытию структуры двойной спирали ДНК, удивительно похоже по композиционному строению на «Изгнание менял из храма». Только вместо Христа на переднем плане у Дали появляется любимая Гала (супруга художника), а вместо менял – спираль ДНК.
Верхняя часть листа украшена фигурой неопределенной замысловатой формы чёрного цвета, заключенной в сине-черную бесформенную окружность. Для разгадки этого образа нужно вновь обратиться к вышеупомянутому полотну 1963-го года. Там на фоне ядерного мира мы увидим похожий образ, но в живописном варианте он более различим – это ангел. В «Изгнании…» же образ больше похож на беса, попутавшего умы храмовых менял.
Фон работы представлен чистым белым цветом с очень редкими вкраплениями пятен черной краски.
История создания
«Изгнание менял из храма» - одна из ста пяти работ графической серии иллюстраций «Biblia Sacra», созданной Сальвадором Дали в 1964-1967 гг. по инициативе своего друга Джузеппе Альбаретто, ревностного католика и мультимиллионера. По собственному признанию Джузеппе, поручив Дали этот проект, он рассчитывал на то, что художник вновь обратится к Богу.
Цветные литографии сюиты исполнены в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш) по ста пяти акварельным рисункам, созданным Дали в период с 1963-й по 1964-й годы. Само издание «Biblia Sacra», выпущенное в 1967-м году, состояло из пяти томов, переплетенных искусно обработанной белой флорентийской кожей. Роскошная книга печаталась в издательстве Анджело Риццоли в Милане (Италия). Вся работа по издательству была организована всё тем же Альбаретто, а первый экземпляр Библии был подарен Сальвадором лично папе римскому Павлу VI.
Работы «Biblia Sacra» представляют собой сочетание офсетной и непрерывной тональной литографии, а также шелкографии с применением лаков и металлических красок. Произведения печатались на толстом картоне, специально разработанном для использования различных техник, включая 20-ти цветную печать. Литографии впоследствии вклеивались в Библию с использованием вощеной бумаги.
Качественное мастерство и артистизм проявляются в каждой работе сюиты. Уникальное сочетание нескольких техник печати придает этим иллюстрациям богатство и глубину, благодаря которым работы полностью соответствуют оригинальным картинам. В предисловии к «Библии» издатель утверждает, что литографии Дали «настраивают, как универсальным, так и личным образом, динамическое видение, которое характеризует отношения между людьми и Богом».
Серия «Biblia Sacra» является самым масштабным графическом проектом в творчестве Дали.
Отношение автора к вере
Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ла Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет. С 1958-го года состоял в венчанном браке.
Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.
Биография
Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы. Старший сын Сальвадора и Фелипы умер за 9 месяцев до рождения Дали. Также у Сальвадора была младшая сестра Анна-Мария Дали.
Первые художественные навыки будущий художник получил в муниципальной художественной школе. По окончании, в 1921-м году, поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо.
В 1922-м году Дали переезжает в «Резиденцию», студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей. Там он знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, с которыми впоследствии тесно свяжет свой творческий путь. Там же увлекается фрейдизмом.
Спустя четыре года Дали изгоняют из учебного заведения за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Художник переезжает в Париж, где случится судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо.
В 1929-м году Дали участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.
Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах.
С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.
С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.
После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.
В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.
Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.
Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.
Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.
Автор: Людмила Нестерова.