Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос и грешница
Христос и грешница
Автор: Питтони Джованни Баттиста
Местонахождение: Музеи Шеффилда, Великобритания
Произведение: Христос и грешница
Жанр: Художественное
Год создания: 1730-1740 гг.
Эпоха/течение: Барокко

Описание произведения


    Историю суда Христа над женщиной, взятой в прелюбодеянии, описывает евангелист Иоанн. Фарисеи искали случая уловить Иисуса в слове и опорочить Его перед народом. Христос неожиданно для них решил казалось неразрешимую дилемму, предложив обратить внимание с чужих грехов на свои собственные.

     "Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" таких (Ин. 8:3-11).

     Этот поучительный рассказ является частым сюжетом в религиозной живописи. Джованни Баттиста Питтони поместил действие в помещении храма, высокие своды и мощные колонны которого передают величие этого сооружения. У правой стены стоит приведенная на суд женщина. От ее связанных рук веревка тянется к крепкому воину в латах и шлеме. Художник изобразил грешницу очень молодой, ее круглое лицо похоже на детское и судя по выражению, она до конца не осознает нависшей над ней опасности - закон Моисеев однозначно говорил побивать прелюбодеев камнями.

     Христос, наклонившись, пишет на полу перстом. Считается, что Иисус записывал грехи фарисеев, которые знал как Бог. Это не могло не произвести впечатления на собравшихся. Жесты, стоящего рядом священника выражают удивление от того, что он читает. На втором плане показаны фарисеи, их позы передаю глубокую задумчивость, от слов Христа, пробудивших обличение совести. Одежда Спасителя имеет традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности к царскому роду и синий, символизирующий чистоту и небесную мудрость.


История создания


    Картина '' Христос и грешница" написана Джованни Баттиста Питтони в период 1730-1740 годов. После поездки во Францию в 1720 году стиль живописца меняется с тяжелого барокко на более легкую и изящную манеру рококо, что ярко наблюдается в создании образов персонажей данной картины. 


Отношение автора к вере


     Джованни Баттиста Питтони родился в католической семье, в стране, где христианское вероисповедание занимало доминирующее положение. Религиозные изображения были самыми востребованными, и художник создал немало картин, иллюстрирующих те или иные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов.

    Мастер был очень популярен в Италии и поставлял алтари для церквей в Бергамо, Брешии, Милана, Падуи, Вероны и Виченце. Итальянский искусствовед Луиджи Ланци писал о Питтони, что лучше всего тому удавалось выполнить работы для алтарей. Это отражает особое вдохновение, посетившее художника при выполнении заказа для самого святого места христианского храма.

     Высокая репутация обеспечивала живописца заказами в других странах Европы. Среди его иностранных покровителей были королевские особы, а Август III Польский, через Франческо Альгаротти заказал картину в святилище Иерусалимского храма в Иерусалиме. Выбор Питтони для столь значимой работы, как дар на Святую Землю, показывает, что современники находили его достаточно благочестивым и вдохновенным свыше.

    Детали биографии Питтони показывают, что он был не просто успешным художником, но современники его любили и уважали, а значит, он соответствовал требованиям христианского общества, в котором жил и творил.


Биография


     Джованни Баттиста Питтони родился в Венеции 6 июня 1687 года. Его учителем живописи стал родной дядя Франческо Питтони, известный, но ничем не примечательный художник венецианского барокко. Известна одна работа, которая подписана обоими художниками, это картина "Самсон и Далила" на вилле Кверини в Визинале. По совету Пьетро Гуариенти Джованни Батиста выставил свои работы публике в возрасте 26 лет, и его успех превзошел успех его дяди.

    Всю свою жизнь Джованни Баттиста Питтони работал в Венеции. Он получал много иностранных заказов, но ни одно путешествие, связанное с каким-либо из них, не задокументировано. Однако предполагают, что в 1720 году состоялась творческая поездка во Францию . Примерно в это время стиль живописца меняется с тяжелого барокко на более легкую и изящную манеру рококо. Искусствоведы приписывают это изменение влиянию французской живописи, возможно, через Пеллегрини или через Себастьяно Риччи.

     В 1716 году Джованни Баттиста Питтони вступил в венецианскую гильдию художников. С того же года и до своей смерти он был членом Коллегии Питторе, приором которой он стал в 1729 году. В 1727 году живописец был избран в Академию Клементины Болоньи. В 1750 году он стал одним из сорока шести членов-основателей венецианской общественной Академии Живописи, Скульптуры и Архитектуры, которая позже стала Академией изящных искусств Венеции. С 1758 по 1760 год Джованни Баттиста Питтони избирается президентом Академии, сменив на этом посту Тьеполо. Питтони был искусным реставратором старинных картин. Его часто выбирали реставратором или инспектором публичных картин и государственных картин Венеции.

    Джованни Баттиста Питтони умер в Венеции 6 ноября 1767 года. Его могила находится в церкви Сан-Джакомо дель Орио. Известность художника быстро угасла после его смерти, и к концу восемнадцатого века он был полностью забыт. Интерес к нему возродился в двадцатом веке благодаря книге Лауры Коггиолы Питтони "Художники Венеции" изданной  в 1907 году. Искусствоведы перечисляют 247 сохранившихся и 117 утерянных работ живописца.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий