«Адам и Ева в саду Эдема» - Кранах Лукас Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Адам и Ева в саду Эдема»
«Адам и Ева в саду Эдема»
Автор: Кранах Лукас Старший
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Произведение: «Адам и Ева в саду Эдема»
Жанр: Художественное
Год создания: 1530 г.
Эпоха/течение: Ренессанс, религиозная живопись

Описание произведения

Необычная по композиции работа Лукаса Кранаха старшего «Адам и Ева в саду Эдема» с первого взгляда привлекает внимание обилием деталей и многоплановостью. За основу произведения художник взял повествование из книги Бытия, в котором рассказывается о сотворении Богом Адама и Евы, а также о пребывании в созданном для них раю, последующем неповиновении Создателю и оставлении рая навечно.

Кранах искусно расположил несколько сцен на одном полотне, выделив крупным планом Бога Отца и первых людей: Творец даёт им наставление не вкушать плодов с Дерева познания добра и зла. Грех ещё не вошёл в их сердца, блаженство райского сада позволяет животным спокойно пребывать рядом и лежать у ног Адама и Евы. 

Холст визуально разделен на две части: верхняя половина изображает создание Богом сначала Адама из праха земного, а затем Евы из его ребра. Можно увидеть и иллюстрацию истории об искушении их змеем. Дьявол предстает в человеческом облике с длинным змеиным хвостом. В руке он держит яблоко, которое протягивает Еве. Попробовав запретный плод, люди вдруг обнаружили, что они наги, а потому скрылись за кустом от гнева Божьего. Финальная иллюстрация показывает, как ангел изгоняет Адама и Еву из Эдемского сада в наказание за их грех. Яркие, насыщенные цвета отличают работу Лукаса Кранаха старшего, как и его способность гармонично оформить пейзажную часть, которая является основой для всего полотна.

История создания

          Сцены из Ветхого Завета, посвящённые первым людям - Адаму и Еве, достаточно часто встречаются в живописи. Условно их можно разделить на четыре основных сюжета: сотворение, пребывание в раю, грехопадение и изгнание из Эдемского сада. Лукас Кранах старший в своей работе «Адам и Ева в саду Эдема» объединил все эти темы в единое произведение. Создано оно было в 1530 году. К этому времени уже известный художник был связан тесной дружбой с Мартином Лютером, что, безусловно, оказало огромное влияние на всё его последующее творчество.

         Поддержка реформационного настроения в немецкой церкви способствовала более частому обращению Кранаха к библейским историям. Перекладывая их на холст, он старался отразить свои религиозные убеждения, основанные на новых веяниях в христианстве. В данной работе художник продемонстрировал всю сюжетную линию из книги Бытия, касающуюся появления, жизни и выбора, сделанного Адамом и Евой в раю, из которого они затем были изгнаны Богом. Это положило начало многовековой истории человечества в ожидании пришествия Христа. Картина выполнена маслом по дереву, её размер составляет 81×114 см. В настоящее время она является частью собрания Музея истории искусств в Вене.

Отношение автора к вере

        Талантливый художник известен как автор множества картин, созданных в различных жанрах. Он писал портреты, создавал графические работы, работал с мифологическими сюжетами. Но главные его произведения были посвящены религиозным сценам. Благодаря знакомству с родоначальником Реформации Мартином Лютером в начале 1520-х годов Кранах принимал активное участие в трансформационных процессах, происходящих внутри западноевропейской церкви. 

         Приняв протестантизм и вдохновляясь идеями Лютера, живописец иллюстрировал памфлеты, выделял немало средств для перевода Писания на немецкий язык. Лукас Кранах старший стал, своего рода, художником Реформации. В своих библейских произведениях он стремился выразить новое богословие, основанное на спасении лишь через веру. Мастер видел целью творчества распространение протестантского учения, а потому служил Богу посредством искусства. Его картина «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)», написанная в 1529 году, стала средоточием основных принципов нового христианского течения.                                                

Биография

Знаменитый немецкий художник Лукас Кранах старший родился  4 октября 1472 года в местечке Кронах, Верхняя Франкония. Кранах - это несколько измененный вариант названия родного города, а точных данных о подлинной фамилии не сохранилось (есть версия о фамилии Зюндерт, которую художник носил с рождения). Любовь к живописи передалась ему по наследству от отца, также талантливого мастера, который и начал обучать сына изобразительному искусству.

В поисках своего призвания, Лукас Кранах отправился в Палестину в 1493 году. Пробыв какое-то время в Святой земле, в 1501 году он поехал в Вену. В столице Австрии живописец глубоко изучал творчество Альбрехта Дюрера, этому периоду принадлежат и первые известные его полотна. Спустя три года Кранах переехал в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии. Там он получил звание придворного живописца и начал плодотворно работать над картинами. Одним из наиболее известных произведений стало "Распятие". Лукас Кранах возглавил художественную мастерскую и получил известность не только как художник, но и как самый богатый бюргер Виттенберга. 

Будучи представителем Северного Возрождения, Кранах нередко прибегал к новаторским приемам в творчестве. Он любил сочетать контрастные цвета и использовать необычные символические моменты в сюжете. Помимо Дюрера художник вдохновлялся работами Леонардо да Винчи, с которым был знаком лично. Лукас Кранах являлся одним из основателей Дунайской школы живописи, а его многочисленные произведения украшали дома знатных и богатых людей той эпохи. Живописца не стало 16 октября 1553 года. Его сыновья, Лукас Кранах младший и Ганс Кранах также продолжили дело отца, передавая художественные знания и навыки последующим поколениям династии.

Автор текста: Татьяна Абрамова.




Оставить комментарий