Внесение во храм (Сретение Господне) - Тинторетто (Якопо Робусти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Внесение во храм (Сретение Господне)
Внесение во храм (Сретение Господне)
Автор: Тинторетто (Якопо Робусти)
Местонахождение: Академическая галерея. Венеция
Произведение: Внесение во храм (Сретение Господне)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ренессанс
Дата создания: 1553 г.

Описание произведения.

Описанный в картине сюжет носит название «Сретение Господне», то есть «встреча с Господом». Встреча человека и Бога. Встреча двух заветов – Ветхого и Нового.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем». (Лк. 2. 22-33).

Картина Тинторетто повествует о внесении Святым семейством Богомладенца во Храм для исполнения Закона, который повелевает старшего сына (первенца) посвятить Богу. Так же Законом была предусмотрена обязательная жертва – однолетний агнец и горлица либо голубь. Бедные семьи приносили обычно двух птиц.

В назначенный сороковой день после Рождества Иосиф и Богородица с Иисусом на руках вошли в храм. Это и был долгожданный момент встречи Бога и человека – старца Симеона. По преданию, этот благочестивый старец был переводчиком Священного писания на греческий язык. Именно во время работы над переводом Ангел Господень возвестил Симеону, что не умрёт он до тех пор, пока не дождется пророчества, о котором и был переводимый Симеоном текст о рождении Мессии. Считается, что на момент Сретения Симеону было 300 лет.

Старец принимает на руки Святого младенца и произносит слова, которые теперь читаются в конце Вечерни каждой православной службы: «Ныне отпущаеши» - потому Симеона называют также Богоприимцем.

Центром полотна безусловно является Богородица с Младенцем, наклоняющаяся вперед, чтобы осторожно передать Сына старцу. Между передающей и принимающей Богомладенца сторонами художник установил горящую свечу, как символ освящения чудесного момента, который вот-вот случится в то самое мгновение, когда встретятся руки Богородицы и старца.

Главные участники события поставлены художником на постамент, зритель смотрит на них снизу - вверх, будто бы предугадывая то, как мы впоследствии будет на них смотреть зритель.

Внимание других прихожан, которых живописец располагает по краям композиции, целиком обращено в центр – к креслу старца и событию, что разворачивается у них на глазах. Многие знали историю Симеона, десятилетиями ожидавшего назначенного дня и молившегося о приходе Мессии.

Исполнилось данное старцу пророчество, и теперь Симеон готов покинуть этот мир. Как писал Феофан Затворник: «В лице Симеона Ветхий Завет с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

История создания.

К работе над полотном Якопо Тинторетто приступил уже зрелым мастером, хотя ему на тот момент было около тридцати лет. Тинторетто по праву считался выдающимся мастером библейского сюжета среди живописцев своего времени. Напряженный драматизм композиции и умение передавать сложные ракурсы – отличительная черта Тинторетто.

Отношение автора к вере.

Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения, Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто на самом деле был добрым христианином. Являясь заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений, Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. При том, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.

Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитвам; художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли и озаряли веру его современников.

Биография.

Якопо Робусти появился на свет в 1518 году. Отец Якопо был красильщиком шелка и, в свою очередь, сын получил прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик». Недаром спустя годы Тинторетто назвали мастером цвета.

Обучение живописи у Тициана закончилось едва начавшись. Якопо был изгнан из мастерской великого Тициана. По распространенному мнению, причиной тому была ревность Тициана к яркому таланту молодого художника.

Период профессионального становления Тинторетто был не слишком долгим. Молодой художник быстро обрел известность и начал получать заказы, в основном, на настенные панно и алтарные композиции. Динамическая манера письма, будто бы предвосхищавшая 17 век, яркие цветовые акценты быстро сделали его знаменитым. Тинторетто был женат, имел восьмерых детей. Скончался в 1594 году.

Автор текста: Самойлова Ольга Александровна.

Оставить комментарий