«Верую (Символ веры)» - Архангельский Александр

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Верую (Символ веры)»
«Верую (Символ веры)»
Автор: Архангельский Александр
Произведение: «Верую (Символ веры)»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1846-1924 гг.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Верую» - духовное произведение А.А.Архангельского для солиста-баса и хора. Хор в сочинении выступает фоном для соло, придающим сочинению еще больше мощи. Текст композиции традиционный, является исповеданием веры для православных христиан, утвержденный на первом и втором Вселенских Соборах.В таинстве Крещения крещаемый должен произнести наизусть исповедание веры, а за младенцев его произносит крестный. Важность Символа Веры проявляется в обязательном исполнении его на Божественной Литургии в течение всего года, песнопение исполняется всем народом.

Произведение А.Архангельского отличает наличие сольной партии на фоне хора. Солист очень ясно произносит исповедание, хор повторяет некоторые фразы за ним, как за канонархом или создает мощную поддержку. Это сочинение написано для исполнения на Богослужении или в концерте. Как известно, композитор писал много произведений для концертного исполнения, учитывая возможности своего хора. Данное сочинение записывал с хором в Париже в 1932 году известный русский бас Ф.И.Шаляпин.

История создания.

Александр Архангельский писал свои духовные сочинения для хора, которым руководил 46 лет. Эти произведения становились известными, их пели в разных уголках Российской Империи. В народе говорили, что под песнопения Архангельского молилась вся Россия. Великолепные, высокопрофессиональные сочинения композитора отличались ясностью изложения, простотой и неотмирностью. Молитва лилась из сердца композитора прекрасными созвучиями и именно это обессмертило его сочинения. Ярким примером творчества Александра Архангельского является произведение «Верую».

Отношение автора к вере.

Композитор родился в семье священника в Пензе. С рождения чуткая душа ребенка восприняла основы христианства. Родители стали первыми учителями мальчика – мама, любившая пение и музыку, воспитывала музыкальный слух Александра. После окончания церковно-приходской школы, Александр поступил в духовное училище, где стал одним из лучших певчих. В пензенской духовной семинарии, юноша стал регентом хора. Вся дальнейшая жизнь композитора будет связана с хором и духовной музыкой. Он станет одним из композиторов «московского» периода развития церковной музыки, наравне с П.И.Чайковским, П.Г.Чесноковым, С.В.Рахманиновым.

Биография.

Великий русский композитор духовной музыки Александр Андреевич Архангельский родился 11 октября 1846 года в Пензе. Благодаря таланту к пению и музыке, юноша был замечен уже во время учебы в Краснослободском духовном училище и переведен сразу на второй курс Пензенского духовного училища. Его прекрасный альт украшал архиерейский хор. Следует заметить, что в то время уровень хоров духовных училищ и семинарий был очень высоким, эти коллективы считались лучшими среди хоров учебных заведений России.

В 16 лет, уже будучи студентом духовной семинарии, Александр принимает руководство хором и сразу обращает на себя внимание общественности. Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Летом 1870 года Архангельский отправляется в Санкт-Петербург, чтобы стать вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. В столице композитор стремится углубить свои музыкально-профессиональные знания и уже 1880 году создает свой собственный хор, который стал конкурентом таких уважаемых коллективов, как Придворно-певческая капелла и московский Синодальный хор. Коллектив вызывает удивление и восхищение, его концерты проходят с большим успехом. Композитор написал около ста духовных произведений в период активной концертной деятельности коллектива.

В практике церковного пения Александр Андреевич Архангельский сделал важное нововведение, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса. Композитор переложил много русских народных песен для хора, тем самым послужив распространению народной культуры. Также им написано две Божественных Литургии, Всенощное Бдение, 11 Херувимских песен, 10 «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов», всего около 80 духовных сочинений-миниатюр.

В 1908 году композитор был председательствующим на первом съезде дирижёров в Москве. Последние два года своей жизни с 1922г. Архангельский прожил в Праге, где работал со студенческим хором.

Композитор отошел ко Господу 16 ноября 1924 года в доме в районе Винограды в Праге. На этом здании впоследствии была открыта мраморная мемориальная доска на чешском и русском языках.

Композитор был похоронен в православной части Ольшанского кладбища в Праге, вблизи Храма Успения Пресвятой Богородицы, но по просьбе родственников и друзей в 1925 году его останки были перевезены в Ленинград и захоронены на Тихвинском кладбище, находящемся на территории Александро-Невской Лавры. Имя Александра Андреевича Архангельского золотыми буквами вписано в историю русской духовной музыки, он стал величайшим композитором и дирижером и сегодня его произведения исполняются во всем мире.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Оставить комментарий