yandex

«Трисвятое» - Чесноков Павел Григорьевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Трисвятое»
«Трисвятое»
Автор: Чесноков Павел Григорьевич
Произведение: «Трисвятое»
Жанр: Духовное произведение
Стиль:Богослужебное пение
Дата создания: 1900-1928 гг.

Текст.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Бессме́ртный, поми́луй нас.


Описание произведения.

«Трисвятое» - духовное произведение П.Г. Чеснокова для смешанного хора, предназначенное для исполнения на Божественной Литургии. Текст сочинения традиционный, содержит отсылки к строкам книги пророка Исайи и псалма Давида, а также библейской книге Бытие, где описывается посещение Авраама Святой Троицей в виде трех Странников. Молитва известна с IV Вселенского собора, а по преданию при бывшем в Константинополе сильном землетрясении, когда жители были в отчаянии и ожидали гибели, один мальчик был поднят на небо и услышал пение Ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»…Когда он рассказал о слышанном, то все вместе с Патриархом начали петь эту молитву, прибавив «помилуй нас» - после этого землетрясение прекратилось.

Музыка сочинения Чеснокова в «Трисвятом» сложная и прекрасная – каждая партия является самостоятельной мелодической линией, это и гимн, славящий Святую Троицу, и смиренная молитва. Множество тончайших нюансов, развитая динамика, но ничего чрезмерного или показного – в этом весь Чесноков.


История создания.

Впервые произведение было исполнено в начале XX века, когда Москва полнилась прекрасными церковными хорами, а на концерты П.Г.Чеснокова стремились попасть ценители русской духовной музыки. Впоследствии сочинение переписывали, печатали и издавали – сегодня оно известно во многих странах мира, как и имя его создателя – великого русского композитора и дирижера П.Г.Чеснокова.


Отношение автора к вере.

Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».

Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.


Биография.

П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.

Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.

Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.

Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя, в котором он был регентом композитор не смог больше писать духовную музыку.

П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.

Лучшим послесловием жизнеописания П.Г.Чеснокова можно считать этот отрывок из некролога опубликованного в журнале московской Патриархии: ««...П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.»


Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Оставить комментарий