Страсти по Луке - Пендерецкий Кшиштоф

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Страсти по Луке
Страсти по Луке
Автор: Пендерецкий Кшиштоф
Произведение: Страсти по Луке (Passio et mors Domini nostri Iesu Christi secundum Lukam)
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1965 г.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Страсти по Луке» К. Пендерецкого сочетают в себе многовековые традиции музыкального воплощения евангельского текста и остросовременный, «авангардный» музыкальный язык.

«Страсти» стали для композитора своеобразным экспериментом, направленным на поиск нового звучания. Достаточно оригинален состав оркестра. Пендерецкий делит скрипки на 24 партии, подобным же образом делятся и другие струнные. В состав духовых инструментов входят два саксофона, но отсутствуют гобои. Помимо большой секции ударных, оркестр также включает фортепиано, орган и фисгармонию. Такой состав оркестра позволяет Пендерецкому достигнуть очень плотной, сложной фактуры. В исполнении участвуют три хора, что создает особое пространственное ощущение звучания. Кроме того, особую роль в произведении играет четвертый хор – хор мальчиков. Звучание детских голосов появляется в наиболее важных разделах сочинения как своеобразный «глас свыше», высказывающий важнейшие вероучительные истины. Отличительной особенностью композиторской техники Пендерецкого в «Страстях по Луке» является так называемые «рассредоточенные» мелодия или текст, в которых каждая нота или слог во фразе отданы различным инструментам или голосам. В хоровой партии композитор использовал различные способы звукоизвлечения: свист, мелодизированная речь, стон, крик, подражание звукам ударных инструментов.

К тексту Евангелия Пендерецкий добавляет псалмы и гимны, взятые из католической литургии. Таким образом, в «Страстях» чередуются повествовательные и комментирующие действие фрагменты. Части произведения, играющие роль комментариев к происходящим событиям, очень разнообразны. Это оркестровые инструментальные фрагменты; арии для сольных голосов, иногда с участием хора («Deus Meus»); большие сцены, в которых участвуют солисты, хор и оркестр (например, «Popule meus»). С точки зрения содержания, это и молитвенное размышление («Miserere»; «Iudica me, Deus»), и лирическая песня («Domine, quis habitabit», «Crux fidelis»), и драматичный плач. Когда хор не изображает толпу, он обращается к Богу от лица человечества с мольбой об искуплении и прощении. Партию Христа исполняет баритон соло. Солист-бас изображает Петра, Пилата и раскаявшегося разбойника. Солистке-сопрано поручена небольшая роль служанки, но, что еще более важно, сопрано разделяет покаянное настроение хора, представляя не человечество в целом, а отдельную человеческую душу.

Многие комментирующие фрагменты «Страстей по Луке» построены на принципе диалогичности и объединены попарно: одни представляют собой обращение Бога к человечеству, призыв к покаянию, другие – ответную мольбу человека о милости и прощении. Впрочем, в художественной реальности «Страстей» покаяния так и не происходит, и невинный Божий Сын умирает на кресте под издевательские выкрики толпы. Поэтому призывающее обращение Бога направлено автором пассиона не к действующим лицам евангельской истории, а, прежде всего, к слушателям-современникам.

История создания.

«Страсти по Луке» были написаны в 1965 году. Эта работа стала первым крупным произведением Пендерецкого. Свое сочинение он посвятил жене Эльжбете.

Первоначально раздел «Stabat Mater» был написан как самостоятельное произведение для хора a cappella, но позднее композитор использовал его в качестве фундамента, на котором построил свои «Страсти». Именно в этой части Пендерецкий впервые применил многие из методов, которые затем использовал для написания других разделов «Страстей по Луке».

Отдельные наброски будущих «Страстей» композитор делал на протяжении почти двух лет, само же произведение было написано за очень короткий срок – полтора месяца.

Композиция была создана по заказу немецкой радиостанции Westdeutscher Rundfunk по случаю 700-летия собора Св. Павла в Мюнстере, где 30 марта 1966 года и состоялась премьера «Страстей» под управлением Генрика Чижа. Произведение было очень хорошо принято, что обеспечило ранее почти неизвестному польскому композитору широкое международное признание. На родине Пендерецкого «Страсти» были впервые исполнены 22 апреля 1966 года в Краковской филармонии. 10 июня состоялось исполнение произведения на площади Вавельского замка, а 24 сентября прошла его презентация на фестивале «Варшавская осень». Для композитора было очень важно, что премьера его работы совпала с тысячелетней годовщиной крещения Польши.

Впоследствии «Страсти по Луке» неоднократно исполнялись по всему миру: в Европе, США, Южной Америке и Японии. 9 июня 2016 года состоялась их премьера в России. Выпущены многочисленные записи этого произведения. «Страсти» и сегодня остаются одним из самых исполняемых сочинений XX века.

Как отмечал К. Пендерецкий, «Страсти по Луке» для него стали не только выражением веры, но и откликом на современные события: «Я решил написать Страсти <...>, чтобы изобразить не только страдания и смерть Христа, но также и жестокость нашего столетия, мученичество Освенцима <…>. Я хотел, чтобы моя музыка была исповедью; я искал подлинное, современное выражение вечных тем».

Отношение автора к вере.

Пендерецкий вырос в верующей семье. Огромное влияние на взгляды будущего композитора оказала глубокая религиозность бабушки, деда и матери. В семье Пендерецких никогда не употребляли алкоголя, считая это грехом. Главной книгой в доме было Священное Писание. Отец композитора был выходцем из Украины и был крещен в греко-католической церкви. Помимо поляков, среди предков К. Пендерецкого были украинцы, немцы и армяне, поэтому его всегда интересовали богослужебные традиции других конфессий. Многие сочинения Пендерецкого вдохновлены католической и православной литургией. Духовная тематика всегда занимала значительное место в его творчестве, даже в период коммунистической Польши, когда открыто объявлять себя католиком было не принято, а музыка на библейские тексты практически не исполнялась.

Пендерецкий считает свою духовную музыку выражением его личной веры. После премьеры его сочинения на текст Символа веры он высказался о себе так: «Музыка – это попытка приближения к Богу через абстракцию. 70-летний человек, пишущий "Credo", не может быть неверующим». Однако веру композитора отражает не только выбор определенной тематики творчества: само сочинение музыки он рассматривает как способ служения Богу. «Бога можно восхвалять, не только сочиняя религиозную музыку. Например, Бог присутствует во всех текстах, использованных мною в VIII симфонии. Присутствие Творца в этом произведении чрезвычайно важно и осязаемо. Не обязательно сочинять только "Stabat Matеr", чтобы присутствовать в сфере сакрального».

Биография.

Кшиштоф Пендерецкий родился в 1933 году в небольшом польском городке Дембице. Отец композитора был юристом. Он хорошо играл на скрипке и стал для Кшиштофа первым учителем музыки. В 15 лет юноша организовал в гимназии оркестр, в котором выступал в роли скрипача и дирижера.

В 1951 году Пендерецкий принял решение стать профессиональным музыкантом и уехал учиться в Краков, где вначале брал частные уроки композиции у Ф. Сколышевского, а затем поступил в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. После окончания Высшей школы в 1958 году он остался в ней преподавателем композиции.

В 1959 г. К. Пендерецкий одержал блестящую победу на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, на который он отправил три своих сочинения («Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давида»). Конкурс был анонимным, и то, что все три призовых места были присуждены одному и тому же автору, выяснилось только на оглашении результатов.

С 1960 года начинается период интенсивной творческой деятельности. В это время композитор становится видным представителем европейского музыкального авангарда. Первым его произведением, приобретшим широкую известность, стал «Плач по жертвам Хиросимы». В отличие от работ большинства авангардистов, музыка Пендерецкого никогда не была элитарным искусством, ориентированным лишь на узкий круг посвященных. Яркость выражения соседствует в его творчестве с глубиной переживания философских и мировоззренческих вопросов, волнующих каждого человека. «Моя музыка обращается к теме преходящей жизни и смерти. Эти две великие темы постоянно присутствуют в моем творчестве», – говорит Кшиштоф Пендерецкий.

Впоследствии композитор отошел от авангардного направления, и поздний период его творчества считается «неоклассическим».

Спектр жанров, в которых работает Пендерецкий, очень широк – это симфоническая и камерная инструментальная музыка, ораториально-кантатное творчество, сочинения для хора a cappella, оперы, музыка для кино и драматических спектаклей, электронная музыка и многое другое.

В 1997 году вышла книга Пендерецкого «Лабиринт времени. Пять лекций на конец столетия».

В настоящее время Кшиштоф Пендерецкий является всемирно признанным музыкантом, одним из самых исполняемых авторов XX – начала XX века, имеет множество наград и почетных званий. Несмотря на преклонный возраст, он сохраняет творческую активность, выступая также как дирижер и занимаясь педагогической деятельностью.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.

Текст.

СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ЛУКИ

Часть 1.

1. Гимн «О Крест»

О Крест, наша единственная надежда, слава тебе!

Пусть твоя сила обновит святого в добродетели

и даст прощение кающемуся.

Тебе, вечная Троица,

Да поклонится все дышащее.

(Из гимна «Несите знамя Царя»)

2. Иисус на горе Елеонской

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. <…> и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не МСТРАДАоя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22:39–44)

3. Ария «Боже Мой»

Боже мой! Боже мой!

для чего Ты оставил меня?

Боже мой! я вопию днем, –

и Ты не внемлешь мне…

Услышь, Господи, слова мои,

уразумей помышления мои.

(Пс. 21:2–3; 5:2)

4. Ария «Господи, кто может»

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?

кто может обитать на святой горе Твоей?

Спокойно ложусь я и сплю…

И плоть моя успокоится в уповании.

(Пс. 14:1; 4:9; 15:9)

5. Предательство Иуды и арест Иисуса

Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. <…> Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

<…> как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. <…> но теперь ваше время и власть тьмы. (Лк. 22:47–53)

6. Плач «Иерусалим, Иерусалим»

Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему.

(«Плач пророка Иеремии» в соответствии с литургическим текстом Миссала)

7. Псалом «Для чего, Господи»

Для чего, Господи, стоишь вдали…? (Пс. 9:22)

8. Отречение Петра

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. <…> Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним <…> [Женщина], я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. [Мужчина], нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. [Мужчина], не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа <…> И, выйдя вон, горько заплакал. (Лк. 22:54–62)

9. Ария «Суди меня, Боже»

Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою… (Пс. 42:1)

10. Поругание Иисуса

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? <…>Ты ли Христос? <…> вы говорите, что Я. (Лк. 22:63–70)

11. Плач «Иерусалим, Иерусалим»

Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему.

(«Плач пророка Иеремии» в соответствии с литургическим текстом Миссала)

12. Псалом «Помилуй меня»

Помилуй меня, Боже!

ибо человек хочет поглотить меня;

нападая всякий день, теснит меня.

(Пс. 55:2)

13. Иисус перед Пилатом

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. <…> Ты Царь Иудейский? <…> ты говоришь. <…> я не нахожу никакой вины в этом человеке. И <…> послал Его к Ироду <…> Ирод <…> предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. <…> Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. <…> Пилат же, созвав первосвященников <…> сказал им: <…> ничего не найдено в Нем, достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. <…> смерть Ему! а отпусти нам Варавву. <…> Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! <…> какое же зло сделал Он? я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем... (Лк. 23:1–22)

Часть 2.

14. Псалом «К персти смертной»

Ты свел меня к персти смертной. (Пс. 21:16)

15. Путь на Голгофу

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по‐еврейски Голгофа… (Ин. 19:17)

16. Пассакалья «Народ Мой»

Народ Мой! что сделал Я тебе

и чем отягощал тебя?

отвечай Мне.

Я вывел тебя из земли Египетской,

Ты приготовил крест Спасителю своему.

Святый Боже,

Святый Крепкий,

Святый Бессмертный,

Помилуй нас.

(Из Импроперий)

17. Распятие

Там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23:33)

18. Ария «Верный крест»

Верный крест!

Ты превыше всего,

Благороднейшее из деревьев.

Ни одно дерево: ни в листве, ни в цвету, –

не сравнится с твоим плодом;

О сладкое дерево и сладкая сталь!

Сладчайшая тяжесть висит на тебе!

Вот древо Креста,

На котором спасение мира висит.

(1 и 2 антифон из гимна «Воспой язык» и антифон поклонения Кресту)

19. Разделение риз

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Лк. 23:34)

20. Псалом «К персти смертной»

Ты свел меня к персти смертной.

пронзили руки мои и ноги мои.

Можно было бы перечесть все кости мои;

а они смотрят и делают из меня зрелище;

делят ризы мои между собою

и об одежде моей бросают жребий.

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;

сила моя! поспеши на помощь мне;

(Пс. 21:16–20)



21. Поругание распятого Иисуса

И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. (Лк. 23:35–37)

22. Иисус между разбойниками

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. <…> помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! <…> истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лк. 23:39–43)

23. Иисус и Матерь Его

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19:25–27)

24. «Стояла Мать»

Стояла Мать скорбящая

Возле креста в слезах,

Когда на нём висел Сын.

Кто из людей не заплакал бы,

Мать Христа увидев

В таких мучениях?

О Мать, источник любви!

Дай мне почувствовать силу страданий

И скорбеть вместе с Тобой.

Заставь гореть сердце моё

В любви к Христу Богу,

Чтобы Ему уподобиться.

Христос, когда я покину этот мир,

Дозволь мне молитвами Матери прийти

к победной вершине.

Когда тело умрёт,

Даруй моей душе

Райскую славу.

(Секвенция «Стояла Мать скорбящая»)

25. Смерть Иисуса

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Совершилось!

(Лк. 23:44–46, Ин. 19:30)

26. Оркестровая интерлюдия.

27. Псалом «На Тебя, Господи, уповаю»

На Тебя, Господи, уповаю,

да не постыжусь вовек;

по правде Твоей избавь меня;

приклони ко мне ухо Твое,

поспеши избавить меня.

Будь мне каменною твердынею,

домом прибежища, чтобы спасти меня…

В Твою руку предаю дух мой;

Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

(Псалтирь 30:2–3,6)


Оставить комментарий