Сретение Господне - Фра Беато Анжелико

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сретение Господне
Сретение Господне
Автор: Фра Беато Анжелико
Местонахождение: Музей Сан Марко, Флоренция
Произведение: Сретение Господне
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение, религиозная живопись
Дата создания: 1440-1441 гг

Описание произведения

Фреска итальянского художника Фра Беато Анджелико «Сретение Господне» посвящена одному из важных событий в жизни Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Луки, Святой Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Младенца в храм Иерусалима, чтобы, по традиции, посвятить его Богу. В храме их встретил старец Симеон, который был одним из переводчиков Писания на греческий язык. Изучая книгу Исаии, Симеон усомнился в словах о Деве, родившей Сына. Тогда Ангел Божий сказал ему, что он не увидит смерти, пока не встретится с Господом.

Фра Анджелико проиллюстрировал радостную встречу Симеона Богоприимца и Божьего Сына: старец держит на руках Христа, обернутого пеленами, и возносит хвалу Всевышнему: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:29-32). Рядом стоят земные родители Иисуса: Богородица протягивает руки к Чаду, а Иосиф держит в корзине уготованное для Бога подношение – двух горлиц.

В композиции художника присутствуют ещё два персонажа, которых нет в евангельском описании. Первый – это Пётр Веронский, он же Пётр Мученик, католический монах, стоит коленопреклоненный на каменных ступенях храма, сложив ладони в молитвенном жесте. Его лицо обращено ко Спасителю, а на голове можно увидеть глубокую рану и капли крови – знак мученической смерти, принятой им от руки катаров. Женщина справа, облаченная в черные монашеские одеяния – блаженная Виллана, особо почитаемая во Флоренции. Её преданность Христу и желание разделить с Ним Его страдания вдохновили живописца на создание её образа. Работа Фра Анджелико имеет характерные для мастера черты: ее отличает простота и лёгкость изображения, при этом раскрыта основная задача – передать торжество встречи с Мессией, Который принес избавление от греха во имя спасения мира.

История создания

«Сретение Господне» является одной из многочисленных фресок, созданный Фра Беато Анджелико для монастыря Сан Марко во Флоренции. В 1437 году по приказу Козимо деи Медичи, флорентийского правителя, монастырь был реконструирован под руководством архитектора Микелоццо. Известному уже к тому времени художнику Фра Беато Анджелико было поручено расписать фресками внутреннее помещение монастыря: кельи, коридоры. Работа оказалась очень масштабной, и живописец выполнял её вместе с помощниками, среди которых трудился и Беноццо Гоццоли.

Несколько лет, с 1439 по 1444 года стены монастыря украшались различными сценами из жизни Христа, они охватывали основные события земного служения Спасителя. «Сретение Господне» располагается в келье номер 10 верхнего этажа. Большое изображение размером 151 х 131 см. привлекает внимание каждого, хотя бы немного знакомого с творчеством Фра Анджелико. Чистота и искренность самого мастера находит отражение и в его композиции. Очевидно, что художник стремился не просто передать определенный евангельский сюжет, но показать его значимость для верующих. В настоящее время монастырь Сан Марко не является действующим, но в здании располагается музей, посвященный Фра Беато Анджелико. Это прекрасное место, где можно увидеть работы художника, посвятившего всю свою жизнь служению Творцу.

Отношение автора к вере

Искусство, которому Анджелико Фра Беато посвятил всю свою жизнь, неразрывно было связано с его верой в Бога. Ещё юношей он принял монашество в доминиканском ордене и до последних дней оставался верен католической церкви. Нередко он заменял настоятеля монастыря, а затем был назначен викарием. Современники утверждали, что художник непременно молился перед началом работы над очередным произведением, а когда писал Распятие, то слезы текли из его глаз – столь глубоко и искренне Фра Беато переживал смерть Христа.

В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари писал, что Анджелико Фра Беато был «столь же отличным живописцем… как и отменным иноком… Хотя он мог бы беззаботнейшим образом жить в миру и приобрести сверх того, что имел, все, что захотел бы, при помощи тех искусств, которыми владел еще в детстве, он тем не менее пожелал для своего удовлетворения и покоя, будучи от природы уравновешенным и добрым, для спасения своей души принять на себя послушание в ордене братьев-проповедников». Целью живописи для себя художник видел служение Господу и людям, а это как нельзя лучше определяет его как подлинного христианина, душа которого в полной мере предана Всевышнему.

Биография

Анджелико Фра Беато, известный итальянский художник эпохи раннего Возрождения, при рождении получил имя Гвидо ди Пьетро. После вступления в орден доминиканцев был назван Джованни да Фьезоле. Но под третьим именем, которое он получил благодаря Джорджо Вазари, его знают во всём мире – оно как нельзя лучше отражает созданные им произведения искусства («Анджелико» переводится с итальянского как «ангельский», а «Беато» - «блаженный»). Родился будущий живописец примерно в 1400 году (по другим данным в 1385-1387 годах) в местечке Виккьо нель Муджелло близ Флоренции.

Свою творческую деятельность Фра Беато начал с иллюстраций религиозных книг, затем занимался росписью алтарей в монастыре Сан Марко около 1428-1433 годов. Позднее, по просьбе Папы Римского Евгения IV, он уехал в Рим, чтобы принять участие в создании фресок для церкви Крещения в Ватикане (которая в настоящий момент не существует). В 1447 году художник расписывал церковь в Орвието. В целом, вся его живопись была сосредоточена на служении церкви. Его манеру письма отличает простота и мягкость, лиризм и не сложные цветовые гаммы. Среди учеников Фра Беато были такие талантливые мастера, как Беноццо Гоццоли и Антониаццо Романо. Сам живописец прожил сравнительно недолго – в 1455 году он скончался и был похоронен в церкви Святой Марии над Минервой. В 1984 году Ватикан причислил Анджелико Фра Беато к лику блаженных и канонизировал, а день памяти монаха-художника празднуется теперь 18 февраля.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий