Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона «Сретение Господне» входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде. Таблетки, небольшие двухсторонние иконы, написанные на тщательно пролевкашенной паволоке, вероятно, применялись лишь на Руси. Они сохранялись в «годовых ковчегах», представляющих собой подобие дорого оформленных книг. В каждой такой «книге» было некоторое количество таблеток, то есть удвоенное число икон. По нескольку подобных «книг» сохранялись на полках аналоев, стоявших перед Царскими вратами некоторых больших церквей и монастырей. Когда подходил праздник или память святого, таблетку доставали и укладывали на аналой, вверх нужной стороной, для поклонения.
Аналойные иконы, к которым могли свободно прикладываться верующие, не сразу распространились по Руси. Они были предназначены для близкого восприятия и отличались небольшим размером, по исполнению нередко могли быть отнесены к миниатюре. Их появление свидетельствует о более личном отношении к вере – икона приближается к верующему, между образом и обращающимся к первообразу устанавливается близкая и непосредственная связь.
Софийские святцы состоят из таблеток размером 24 х 19.5 см. В настоящий момент известно о 25 таблетках, написанных для этого собора, большая часть из которых хранится в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. К ним относится и таблетка с праздником «Сретение Господне». На ее обороте изображены три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
Иконография праздника Сретения сформировалась к IX - X веку, и с тех пор изменилась мало. В софийской иконе мы видим симметричную композицию. В центре расположен престол, подобный находящемуся в христианском храме, а не жертвеннику храма Иерусалимского. Над ним возвышается киворий (сень). С левой стороны престола стоит Богородица, с правой – Симеон Богоприимец. Позади Марии находится Иосиф Обручник, за Симеоном – пророчица Анна.
Богоматерь только что передала Своего Сына праведному Симеону, она жертвенно простирает к нему руки, скрытые мафорием. Святой старец, склонившись вперед, держит Младенца. Его руки покрыты гиматием в знак благоговения перед Святыней. «Невместимый вмещается на руках старчих», слышим в богослужении утрени праздника Сретения. Христос благословляет держащего Его Симеона: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит» (Канон празднику Сретения Господня).
В руках Иосифа приготовленная жертва - две небольшие птицы (Лев.12, 8). Святая пророчица Анна находится позади Симеона. Она смотрит прямо, как бы предвидит грядущее. Ее рука направлена к престолу, она указывает на искупительную жертву Спасителя.
Тема очищения Богоматери не подчеркивается, как и в самом евангельском повествовании, средоточие праздника –встреча старца Симеона со Христом, Ветхого завета с Новым. Поэтому слова Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – трактуют не только буквально, но и как добровольную передачу первенства от ветхозаветного священства, по чину Аарона, новозаветному священству, по чину Мельхиседекову.
Преемственность между Ветхим и Новым заветом зримо подчеркивает велум – красная ткань, перекинутая через завершения архитектурных сооружений, расположенных с обеих сторон престола. Это не только символизирует переход от Ветхого завета к Новому, но и обозначает потаённость самого действия, происходящего внутри Храма Господня.
Двусторонняя икона «Сретение Господне» была обретена, в числе других, еще перед Первой мировой войной, за старым сундуком в ризнице Софийского собора в Новгороде. Значительно потемневшие от времени, найденные иконы были тщательно расчищены, после чего помещены в древлехранилище Новгородского музея. Данных о проведении реставрации нет.
История образа.
Евангелист Лука описывает, что через 40 дней после Рождества Христова, Мария с Иосифом пришли из Вифлеема в Иерусалим с Младенцем Иисусом, для совершения необходимых обрядов. Закон Моисеев (Исх.13:1-2,11-16) предусматривал принесение в храм сыновей-первенцев, для посвящения их Богу на сороковой день после рождения. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта, Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
Марии также надо было принести очистительную жертву, которая полагалась каждой женщине после родов. Дева Мария не нуждалась в таком очищении, но пришла в храм вместе с Иосифом, своим Обручником, который для всех считался ее мужем, для того, чтобы исполнить обряд своего народа. Они с Иосифом принесли для жертвы лишь двух птенцов голубиных, что говорит об их бедности.
Лука не рассказывает, что происходило в храме, но подробно останавливается на том, что случилось возле него. При входе в храм, путников встретил старец Симеон, который ради этой встречи прожил более трехсот лет. Предание доносит до нас, что Симеон был одним из 72-х ученых мужей, которые занимались переводом Библии с древнееврейского на греческий, по указанию Птолемея II Филадельфа. Их трудами была создана, так называемая, «Септуагинта», текст которой стал основой для всех современных библейских переводов.
Святой Симеон переводил книгу пророка Исаии, и дошел до слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Он посчитал это ошибкой, подумал, что вместо «Дева» должно стоять «Жена», после чего решил исправить текст. Но Симеону явился ангел Господень и сказал, что все написанное правильно, и он не умрёт, пока воочию не убедится в точности пророчества Исайи.
И вот настал день, когда по внушению Духа Святого, Симеон пришёл в храм. Там он встретил Марию и Иосифа, принесших Богомладенца. Прославив Господа, седобородый старец Симеон взял Иисуса на руки и промолвил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк.2:29-31). Сказав эти слова, Симеон благословил Марию и поведал ей о том, что принесенный Младенец дан «на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемо». Он возвестил, что и самой Марии предстоят испытания: «…и тебе же самой душу пройдет оружие» (Лк.2:35).
Лука рассказывает, что свидетельницей всему была Анна Пророчица, старица 84-х лет, которая рано овдовела и «яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь» (Лк.2:37). Она духом узнала Спасителя, восславила Его и позже рассказала о Нем в Иерусалиме.
Обращенные к Младенцу Христу слова, стали основой молитвы «Песнь Симеона Богоприимца». Она регулярно используется в православном богослужении – поётся в конце каждой вечерни, читается на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении», а также во время крещения младенца-мальчика.
Особенности иконописной школы.
По мнению искусствоведов, эти таблетки, вероятно, создавались в мастерской при архиепископском дворе Новгорода на рубеже XV - XVI веков. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году, в этой мастерской все чаще стали использоваться московские образцы, влияние которых ясно дает себя знать в образе «Сретения Господня» и некоторых других иконах из «софийских святцев». В то время на кафедру Новгорода Москвой был поставлен архиепископ Геннадий, который направил много своих сил на увеличение грамотности среди церковнослужителей и священства, а также на борьбу с ересью жидовствующих.
Для получения образцовых святцев для главного городского собора, Владыка благословил трудиться самых лучших иконописцев. Софийские святцы носили яркий образовательный характер. В их число включены не только двунадесятые праздники, но разные фрагменты новозаветной истории, а также Страстной цикл. На обратных сторонах таблеток изображены более 70-ти, наиболее почитаемых в Новгороде, святых.
Влияние Москвы проявляется не только в использовании иконографических изводов, но и в стиле. Если у старых мастеров новгородской школы моделировка лиц решена с помощью графических приемов, а складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, то здесь нередко можно видеть светотеневую проработку. В новгородской иконописи более раннего периода, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу, а в этих работах красочная гамма более мягкая. Фигуры выписаны более вытянутыми и гибкими, что, в совокупности с особой виртуозностью исполнения, показывает заметное воздействие московской живописи.
Однако новгородские мастера в этом цикле икон еще не потеряли своего творческого лица – они более свободно обращаются с каноном, используют большое разнообразие композиционных типов, более сложные архитектурные формы и смелые пространственные решения. Образы на иконах имеют внушительность и даже некоторую суровость, они решены обобщенно, часто упрощенными линиями, формы и детали укрупнены, рисунок обладает плоскостностью, несколько геометричен. Таким образом, во время написания софийских таблеток, в число которых входит и икона «Сретение Господне», старые традиции новгородской школы проявляются еще достаточно ярко, но, по мнению искусствоведов, в них уже нет той искренней наивности и чистоты, которыми отмечены более ранние иконы.
Исследователь древнерусской живописи Виктор Лазарев назвал софийские таблетки «лебединой песнью» новгородской иконописи. Если, по свежести и непосредственности восприятия, они и уступают более ранним новгородским иконам, то по тонкости и изяществу письма они, в какой-то мере, остаются непревзойденными.
Автор текста: Царан Серафима.