Сотворение мира. Хаос - Айвазовский Иван Константинович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотворение мира. Хаос
Сотворение мира. Хаос
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Местонахождение: Музей армянской конгрегации мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция.
Произведение: Сотворение мира. Хаос
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Романтизм, реализм
Дата создания: 1841 г.

Описание произведения.

На полотне выдающегося российского художника-мариниста XIX века И.К. Айвазовского изображен Господь-Саваоф в первый день Творения. Он спускается на грозовое облако, разводит руками бурю, усмиряя хаос. Творится великое чудо. Примечательно, что на данной картине мы видим буквальное изображение библейского текста: Дух Божий «носится над водою».

В центре полотна – луч солнца, который исходит от Бога. Это сразу бросается в глаза зрителю. Прежде всего он обращает внимание на небо, освященное Господом. То есть стихия воздуха, а не воды, играет здесь первостепенную роль, что не совсем характерно для произведений Айвазовского. Да, и на этой картине он мастерски изобразил море – реалистично передана граница между бушующими и успокоившимися волнами, их гребни. Однако, главная битва разворачивается на небесах.

Прямо под фигурой Бога изображено темное облако с распростертыми крыльями, символизирующее силы Зла. Но Темный ангел уже обезглавлен, а значит, будет повержен. У зрителя не остается сомнений в том, кто одержит победу. Луч света прошел через бурные волны, и поэтому на переднем плане стихия уже успокоилась.

У художника был особый дар: удивительное понимание природы. И море на картинах Айвазовского – всегда непосредственный участник изображаемых событий. С помощью этого выразительного средства можно передать эмоции и чувства человека, наблюдающего за ними. Так и на данной картине удивительно точно переданы оттенки морской воды, детали облаков. На полотне мы наблюдаем соединенье двух стихий. Светлые краски неба позволяют нам как бы увидеть неосязаемое: воздух и солнечные лучи.

Рассматриваемый эпизод – первые слова в Библии, соответственно художник демонстрирует удивительное: границу между Хаосом и Творением. Айвазовский попытался изобразить Хаос на более поздней картине 1864 года с похожим названием – там уже три стихии соединены воедино. Но именно на этом полотне подчеркивается победа Господа над бурей и Злом в более широком смысле. Все происходящее воспринимается как нечто совершенно реальное.

Многие исследователи отмечают, что главное на картинах Айвазовского – это свет. И уже вокруг света он выстраивает композицию. Здесь же образ Создателя как солнца, всходящего над миром, приобретает символическое значение. За счет контраста цветов (от темноты морской пучины к свету Творца) художник показывает нам следующие противоположности: Бог – Дьявол, порядок – хаос, свет – тьма, подчеркивая, что наш мир един в вечной борьбе двух сил – добра и зла. На полотне Айвазовского добро одерживает победу, и это дает нам надежду на то, что так произойдет и в нашей жизни.

История создания.

После окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге Айвазовский был отправлен в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. В июле 1840 года художник поехал в Рим. По дороге он останавливался в Венеции и Флоренции. В Венеции состоялось знакомство с Н.В. Гоголем.

В Риме Айвазовский писал этюды, делал наброски, рисовал с натуры. Всего в Италии было создано более сорока картин. Академия художеств присылала художнику скудное денежное содержание, половину которого он сразу же отсылал матери в Феодосию. Но на картины Айвазовского всегда находились покупатели, и их продажа приносила ощутимую материальную помощь.

Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру, которая заключалась в работе на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской пейзаж восстанавливался по памяти.

Так и эту картину он создал на одном дыхании, сразу. Если же Айвазовский не заканчивал какую-то свою работу, то сразу уничтожал ее, чтобы больше не возвращаться к ней. Он также не делал черновых вариантов картин. Маринист мог до глубокой ночи рисовать, чтобы закончить работу в один сеанс.

Полотно относится к начальному периоду творчества Айвазовского. Художнику было всего 24 года. Он «искал себя»: новые методы изображения света, воды, воздуха, – стремился передать это наиболее реалистично. Работа задумывалась именно как фактическая попытка осознать масштабы дозволенного.

Картина имела ошеломительный успех. Критики говорили, что никто раньше не писал свет, небо и воду настолько живо и достоверно. Работа «Сотворение мира. Хаос» так впечатлила папу римского Григория XVI, что он захотел приобрести ее для своей коллекции. Но возникло неожиданное препятствие. Священнослужители разглядели на картине нечистую силу. Действительно, с правой стороны в облаке угадывается лицо, смотрящее вдаль. Кардиналы созвали специальный совет, который сравнивал священные писания и подверг картину тщательному осмотру на предмет присутствия на ней демонов. Но, как и следовало ожидать, демоны обнаружены не были.

Гоголь в шутку говорил Айвазовскому по этому поводу: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».

Папа Григорий XVI наградил Айвазовского золотой медалью. Заметив его интерес к полотну, художник подарил его понтифику. После этого работа вошла в постоянную экспозицию Ватиканского музея. В начале XX века папа Леон XIII преподнес картину в дар армянской конгрегации мхитаристов в Венеции, где она и находится по сей день.

Отношение автора к вере.

Айвазовский был очень набожным человеком. По вероисповеданию он принадлежал Армянской апостольской церкви. Для него крайне важным было не на словах, а на деле, своими поступками способствовать процветанию армянского сообщества и подавать пример нравственной жизни жителям родной Феодосии.

Посещая Константинополь, художник тесно общался с армянской общиной и духовенством города. Впоследствии он написал несколько картин на библейские темы для церквей Турции. Причем всегда преподносил их в подарок. К нему также часто обращались с вопросами о строительстве и благоустройстве храмов, хотя он и не был архитектором. В Крыму по чертежам Айвазовского построено несколько храмов и часовен. Иван Константинович отдал много сил реконструкции одного из древнейших памятников армянской архитектуры – феодосийского храма Святого Саркиса.

Айвазовский создал ряд портретов религиозных деятелей – своих современников и исторических персонажей, связанных с христианством.

В 1844 году маринист становится живописцем Главного морского штаба России, ему поручают ряд государственных заказов. Айвазовский выполнил их, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Многие современники не поняли этого шага. Но Ивану Константиновичу необходимы были родные края, морской воздух и солнце Крыма, а не карьера и почет. Натура Айвазовского не воспринимала богемный образ жизни и почивание на лаврах. Все было подчинено лишь творчеству.

Но, пожалуй, лучше всего христианские качества художника иллюстрирует его благотворительная деятельность. Свои рисунки и картины живописец дарил не только храмам и церквям, но и простым горожанам. Кроме того, он открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве библиотеки. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов. На свои средства построил на горе Митридат новое здание Феодосийского музея древностей. Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», запущенной в 1892 году. Выступал за расширение порта, в результате чего в 1892 –1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт. Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту. Учитывая все эти огромные заслуги, уже при жизни его называли «отцом города».

Биография.

Ованнес (Иван) Константинович родился 17 (29) июля 1817 года в Феодосии в армянской семье купца Геворка (Константина) Айвазян. Предки художника происходили из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. В Крыму Геворк Айвазян стал писать свою фамилию на польский манер: «Гайвазовский».

Благодаря своим первым покровителям, феодосийскому градоначальнику Александру Казначееву и городскому архитектору Якову Коху, которые достаточно рано разглядели у мальчика большой талант, Айвазовский был принят за казенный счет в Императорскую Академию художеств, несмотря на то что еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет).

Он приехал в Санкт-Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально учился в пейзажном классе у М.Н. Воробьева. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Однако из-за разногласия с ним по поводу участия в Академической выставке живописец на полгода впал в немилость при дворе. Однако художник Александр Зауервейд, который преподавал живопись детям Николая I, сумел показать императору картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить деньги за работу и отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба молодых человека вплотную познакомились с парусным флотом. Великий князь изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса.

В сентябре 1837 года талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль». В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в Крым для самостоятельных работ, а после этого в командировку за границу.

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. Он сохранил с ними дружеские отношения на протяжении всей жизни.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Первым городом, который он посетил в Италии, стала Венеция. Здесь на острове Святого Лазаря в монастыре жил его старший брат Габриэл, занимавший видное положение в конгрегации мхитаристов (религиозном братстве, основанном в начале XVIII века).

В богатой библиотеке конгрегации Айвазовский читал средневековые армянские манускрипты, украшенные красочными миниатюрами. Только здесь, в Италии, молодой мастер впервые проникся культурой и историей своего народа.

Художника восторженно принимают в европейских столицах. Он первым из русских живописцев выставил свои картины в Лувре и был удостоен золотой медали. Амстердамская Академия художеств избирает его своим членом.

В 1841 году мастер изменил фамилию «Гайвазовский» на «Айвазовский» и стал подписывать свои картины уже по-новому.

На два года раньше намеченного срока Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему был поручен большой правительственный заказ – написать все русские военные порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев 1844-1845 годов живописец выполнил задание. Весной 1845 года он отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага.

Затем художник принимает решение покинуть Петербург и поселиться в родной Феодосии. Здесь он начинает работу над большим циклом картин, посвященных российскому военному флоту. На полотнах живописца оживают героические подвиги русских моряков: «Наваринский бой» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Бриг „Меркурий“ после победы над двумя турецкими судами» (1848). К подвигу экипажа брига «Меркурий» художник возвращался и в дальнейшем творчестве, посвятив ему несколько картин. Очень уж невероятным был четырехчасовой бой двадцатипушечного судна с двумя линейными кораблями, превосходящими его по количеству орудий в десять раз.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа. Этот брак был расторгнут лишь в 1877 году.

В 1850 году художник создает свою самую знаменитую картину – «Девятый вал», отмеченную сильным воздействием романтических традиций художника К.П. Брюллова. Однажды моряки рассказали Айвазовскому, что во время шторма волны идут по нарастанию, и самым высоким всегда оказывается девятый вал, который и губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления, так как написана самыми яркими красками палитры.

Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853-1856 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он немедленно поехал в Севастополь. Вскоре в городе были выставлены две его картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов, высоко оценивший труд Айвазовского.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования художника. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. «Буря ночью» (1864), «Буря на Северном море» (1865) относятся к наиболее поэтическим его картинам.

В 1868 году он предпринял путешествие на Кавказ. Мастер писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горным массивов, Дарьяльское ущелье и аул Гуниб – последнее убежище Шамиля. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину.

В следующем 1869 году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами и караванами верблюдов.

В 1873 году Айвазовский написал выдающуюся картину «Радуга». В центре сюжета – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Изображая этот шторм, Айвазовский показал его так, будто сам находится среди бушующих волн. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту полотна красочности.

В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой гамме. Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Неповторимы и ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь на море», «Восход луны» – эта тема проходит через все творчество художника.

В 1881 году Айвазовский создал одно из своих наиболее значительных реалистических произведений – «Черное море». Волны, возникая у горизонта, движутся прямо на зрителя. Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

В 1882 году Айвазовский познакомился с Анной Никитичной Саркисовой-Бурназян, вдовой известного феодосийского купца. Спустя год они поженились. Этот брак был очень счастливым, несмотря на большую разницу в возрасте между супругами.

В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895).

Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. Художник снова изобразил бушующую стихию, но уже совершенно по-другому. Вспененные волны обладают такой удивительной прозрачностью, что зритель поражается, насколько прекрасно маринист знает свое дело, и сколь велик его талант.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву К. Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной. В общей сложности за свою жизнь мастер создал более 6 000 картин. В соответствии с завещанием Иван Константинович был похоронен в родной Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса, которую когда-то расписал сам.

Автор: Виктория Смирнова.

Оставить комментарий