Шествие Христа на распятие - Сведомский Павел Александрович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Шествие Христа на распятие
Шествие Христа на распятие
Автор: Сведомский Павел Александрович
Местонахождение: Пермская государственная художественная галерея
Произведение: Шествие Христа на распятие
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Академизм
Дата создания: 1887 г.

Описание произведения.

«Шествие Христа на распятие» – эскиз грандиозной росписи Владимирского собора, созданный выдающимся художником Павлом Сведомским. О страданиях крестного пути Спасителя повествуют все четыре евангелиста. Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». (Лк. 23:27).

Трагическое событие библейской истории разворачивается на фоне стен города Иерусалима. По узкой каменной улице идет процессия, в центре которой мы видим фигуру Христа. Храмовая живопись не предполагала натуралистичного изображения страданий, перенесенных Иисусом на пути к Голгофе. Потому Сведомский изображает Христа в белоснежных одеждах. От фигуры Спасителя исходит благодатное сияние, освещающее пространство. Стопы Господа едва касаются земли - кажется, что Он парит в воздухе, словно не замечая беснующуюся толпу, которая теснит его со всех сторон. Позади Христа мы видим человека, согнувшегося под тяжестью креста. В Евангелии от Марка читаем: «… и повели Его, чтобы распять Его. И заставили некоего Киринеянина Симона … идущего с поля, нести крест Его». (Мк.15:20–21). Женщина, которая стоит по левую руку от Христа и протягивает ему белый плат – святая Вероника. Согласно одному из латинских преданий, когда Господь нес Крест на Голгофу, святая Вероника подала Ему плат, чтобы отереть окровавленный лик. Черты Спасителя запечатлелись на ткани, которая впоследствии стала считаться одним из нерукотворных образов.

История создания.

Особое значение в творчестве Павла Сведомского занимают росписи в соборе Святого Владимира в Киеве. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н. А. Прахов. Произошло это в римском «Кафе Греко», где любили собираться художники. Именно Прахов привез братьев в Киев. По воспоминаниям художника М. В. Нестерова, в Киев братья поехали вместе, так как они были «немыслимы порознь». Безусловно, приглашение на эту работу – яркое свидетельство признанного живописного мастерства. Действительно, П.А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.

Владимирский собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. Над данным проектом художники трудились в течение десяти лет, с 1886 по 1896 год. В Риме они подготовили эскизы, ныне находящиеся во многих коллекциях, в том числе Пермской галерее, а также в итальянском собрании Э. Ребекки. В Киеве Сведомские работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей.

Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Павел Сведомский в содружестве с Вильгельмом Котарбинским расписывали боковые – северные и южные – нефы собора, написали шесть сцен из жизни Христа (« Воскрешение Лазаря», « Тайная вечеря», « Въезд Господень в Иерусалим», « Моление о чаше», « Суд Пилата», «Шествие Христа на распятие»). Последняя работа располагается на стенах, отделяющих храмовые притворы от средней части приделов.

Отношение автора к вере.

По воспоминаниям современников, Павел Сведомский и его брат отличались искренним человеколюбием, отзывчивостью и теплотой души. Вот как о них писал художник В.М. Васнецов: «В Риме в то время жили добрейшие и милейшие художники Сведомские. И около них ютилась вся колония русских художников. Рим и Сведомские в моих воспоминаниях нераздельны. Они знали Рим и говорили по-итальянски, как кровные римляне». То же подтверждает Н.А. Прахов, неоднократно бывавший у Сведомских в Риме: «Мастерская и их квартиры были открыты для всех любителей искусств, и многие бездомные художники и соотечественники находили там приют и деликатную помощь в трудную минуту жизни».

Сведомские буквально спасли от смерти польского художника В.А. Котарбинского, ухаживая за ним во время болезни. В какое-то время с ними общался М.А. Врубель; братья находили для него работу. Дом Сведомских стал «очагом искусства» и отдушиной для тех, кто находился далеко от Родины. Подобное служение людям, в полной мере соотносится с христианским заветом любить ближних. А то, что работа над фресками Владимирского собора стала главным делом жизни художника, свидетельствует о глубоком понимании сути искусства как несения в мир Благой вести.

Биография.

Павел Александрович Сведомский родился в Петербурге 7 июня 1849 г в дворянской семье. Детство они с братом провели в родовом имении в селе Михайловский завод Пермской губернии. Художественное образование получил в Академиях художеств в Дюссельдорфе и Мюнхене, где занимался под руководством Э. Гебгардта и М. Мункачи (1870). В начале 1870 вместе с братом совершил путешествие по Франции и Италии.

В 1875 поселился в Риме, где имел совместную с братом мастерскую. Летние месяцы проводил в своем имении в Пермской губернии. Работал как пейзажист, писал картины на исторические и евангельские сюжеты; представитель «позднего академизма». Автор живописных произведений: «Крестьянский двор» (1874), «Медуза» (1882), «Оргия» (1883), «Одинокая римлянка» (1884), «В гареме» (1885), «Погребенные в цветах» (1886), «Римлянка у водоема» (1888), «Две римлянки с бубной и флейтой» (1880-е), «Неаполь» (1892), «Мессалина» (1900), «Мария Гамилтон перед казнью» (1904), «Фульвия с головой Цицерона» и других. В поздние годы создал ряд произведений на темы отечественной истории: «Пожар в Москве. 1812 год», «Казнь Ермака».

В 1879 за картину «Юлия в ссылке» награжден большой поощрительной медалью Академии Художеств. В 1883 «за известность и труды на художественном поприще» избран почетным вольным общником Академии.

Участвовал в оформлении Владимирского собора в Киеве (1886–1890); выполнил шесть картин с изображением сцен из жизни Христа, а также создал три композиции на тему «Сотворение мира» для плафонов двух боковых приделов.

С 1879 — участник выставок. Экспонировался на академических выставках Общества выставок художественных произведений (1879, 1883), Московского общества любителей художеств (1881, 1882/1883), в Парижском салоне (1882), на Всемирной выставке в Париже (1889, золотая медаль), международных художественных выставках в Берлине (1896), Венеции, Мюнхене, Копенгагене, Стокгольме.

Скончался П.А. Сведомский в 1904 г., похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий