«Рассвет» - Пастернак Борис Леонидович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

«Рассвет».
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И, чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся, недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
Описание произведения.
В стихотворении «Рассвет» Пастернак раскрывает тему жизни — в её метафизическом измерении, как тайны Божьей любви. В первой строфе поэт обращается к Богу: «Ты значил всё в моей судьбе. / Потом пришла война, разруха и долго-долго о тебе / Ни слуху не было, ни духу». Очевидно, что восход солнца для Пастернака не только физическое, но и символическое явление. Утро – точка отсчёта, начало нового дня, новой жизни. Война и разруха, олицетворяющие небытие, противоположны рассвету, и потому кажется, что во время войны он будто бы исчез из мира.
Символический смысл рассвета расширяется во второй строфе: «И через много-много лет Твой голос вновь меня встревожил. Всю ночь читал я Твой завет...». Слова «долго-долго», «много-много» создают впечатление эмоциональной детской речи. Поэт, как ребенок, встречает рассвет, жизнь и завет Христа – явления синонимичные для Пастернака в их духовном смысле. Лирический герой всю ночь читает Новый Завет, а точнее Евангелие от Иоанна, поскольку в романе «Доктор Живаго» к этой части священной книги совершенно особое отношение. К тому же именно в этом Евангелии в одном стихе сочетаются Христос, жизнь и свет: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». (Ин.1:4).
Небытие, война, разруха, ночь оставляют сознание лирического героя, и тот оживает «как от обморока». Поэт, вдохновившись Евангелием, почувствовал в себе силу Христовой любви как абсолютного сердца жизни. Он устремился «в толпу», к людям, чтобы им поведать о Христе как о Господе: «Я всё готов разнесть в щепу / И всех поставить на колени».
Герой выбегает на улицу и видит «улицы в снегу» и «вымершие мостовые». Кажется, что небытие ещё не ушло из мира, однако снежная белизна намекает на чистоту мира, на сияние его нового рождения. «В теченье нескольких минут» небытие и ночь окончательно побеждены: «Везде встают огни, уют, / Пьют чай, торопятся к трамваям...».
Композицию стихотворения можно разделить на две части. В первых четырёх строфах рассвет и жизнь только предчувствуются, герой перерождается внутренне, в следующих четырёх – описывается поток жизни: «Все мчатся недоев-недопив», несмотря на холод и «сеть», которую «вяжет вьюга». Лирический герой «чувствует за них за всех», ощущает себя всем миром, «тает», как снег, хмурит брови, «как утро». Сливается с течением существования: «Со мною люди без имён, / Деревья, дети, домоседы».
Поэтическая личность теряет свои тревоги, мысли, себя самого, но приобретает нечто большее: ощущение цельности, единства со всем вокруг. «Я ими всеми побеждён» — толпа побеждает поэта, но это не ужасная толпа, убивающая пророков, а сама жизнь, подчиниться потоку которой является самой большой радостью для поэта: «И только в том моя победа». Победа любви к жизни, людям — это победа Христа.
История создания.
Стихотворение «Рассвет» написано в 1947 году в Москве и входит в состав поэтической части романа «Доктор Живаго», завершающей произведение. В эту часть под названием «Стихотворения Юрия Живаго» входит двадцать пять стихотворений. «Рассвет», посвящённый теме жизни как откровения Христовой любви, в этом цикле является девятнадцатым произведением.
1940-50 годы в жизни писателя особо важны. Усложнились его отношения с правительством. Сталин приостановил арест поэта, но была арестована Ольга Ивинская, близкий друг Пастернака и прототип Лары в романе.
В 1952-м году писатель, несмотря на инфаркт, завершает «Доктора Живаго». Время хрущевской оттепели (1956-1957-е годы) стало для Пастернака трагическим. Его начали преследовать за «интеллигентщину» и «антисоветскую двусмысленность». Публикация романа за рубежом только ускорила драматическую развязку.
Отношение автора к вере.
Обращение в христианство Пастернака не было мировоззренческим поворотом, как у Петрарки, Гоголя или Льва Толстого. Борис Леонидович говорит об этом просто: «Как от обморока ожил». Слово, которое несёт искусство было для Пастернака, по мнению О. Седаковой, вестью о возвращённом рае, сообразной Благой вести. Для многих художников приход к христианству был способом выйти за границы своего искусства, ставшего идолом. Пастернак же в верности Христу обрёл новый творческий поток, новую свободу и пространство для художественного выражения.
Современники видели, что характер поэта преображён христианским духом. –До конца жизни он оставался простым и по-детски наивным человеком, любящим ближних. Лидия Чуковская пишет о нём: «Пастернак с годами научился чувствовать чужую боль».
Жизнь Бориса Леонидовича являлась точкой схождения творческого вдохновения и веры. О Божественном даре жизни и о дарении себя миру Пастернак пишет во многих своих произведениях. В дарении себя поэт видит способ подражания Христу.
Истину поэт познавал своим художественным воображением. Главными свойствами «лирической истины» Пастернака являлись жалость, понимаемая как жертвенность, и отсутствие всякой угрозы и насилия: «Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, всё равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник».
В искусстве поэт видит служение бесконечности, бессмертию, т.е. способ преодоления смерти. Пастернак пишет: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает».
Биография.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.
В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал, как мог, своё увечье.
Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует себя в композиции и живописи. Свои творческие опыты скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием». Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзии.
В 1908 году Борис Леонидович становится студентом философского отделения историко-филологического факультета Московского университета. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, и Пастернак не придавал им значения. После выпуска из университета примкнул к «Мусагетам», затем к содружеству футуристов «Центрифуга». После революции поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.
Первый сборник стихов выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году родители Бориса Леонидовича и его сёстры эмигрируют в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на художнице Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.
Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.
В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у них рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.
Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая Пунина и Льва Гумилёва. Поэт с благодарностью отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.
Однако уже в 1936-м году советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад. В это время поэт поселяется на писательской даче в Переделкино, где с перерывами живёт до конца жизни. В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.
Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» - создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».
Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, 30 мая 1960 года.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.