Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Голгофой назывался холм за пределами Иерусалима, где происходила крестная казнь преступников. Распинаемые сами должны были отнести орудие смерти к месту казни. О последнем пути Господа рассказывают все четыре евангелиста, но наиболее подробно об этом пишет апостол Лука: "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23:26-28).
На своей картине Джованни Баттиста Тьеполо показал высокий холм, словно приближающий вошедших на него к небу. На вершине уже установлен один крест, рядом с которым художник разместил облако, символизирующее в Ветхом Завете присутствие славы Божьей. На переднем плане показан Христос, упавший на одно колено под тяжестью Своей ноши. Одежду Иисуса составляют хитон, красный цвет которого говорит о грядущем пролитии крови и царском достоинстве, и гиматий, синий цвет которого символизирует Божественную природу Иисуса.
На картине художник поместил много второстепенных персонажей. У правого края картины показана Вероника, держащая нерукотворный образ, чудесно отобразившийся на плате, которым она отерла пот с лица Господа. У навершия креста крепкий мужчина вяжет верёвки к перекладине, чтобы переложить его на плечи Симона Киринеянина. Тут же присутствует всадник с трубой, римские воины в доспехах, связанные узники, представитель Синедриона. За скоплением людей не сразу можно заметить стоящую в тени холма Божию Матерь в синем гиматии и смотрящую на Неё снизу вверх простоволосую Марию Магдалину.
История создания
Полотно "Путь на Голгофу" является центральным из трех картин, написанных художником на тему Страстей Христовых для церкви Сант-Альвизе в Венеции. Боковые картины посвящены сценам бичевания Христа и возложению тернового венца на Его голову. Триптих был выполнен по заказу Альвиза Комара, представителя одной из знатных венецианских семей, в честь своего небесного покровителя, которому была посвящена церковь.
Произведение критикуют за излишний драматизм, затеняющий духовный смысл изображенного момента. Вместе с тем признается, что художнику удалось создать необычайно мощную и сложную композицию, в деталях изобразив суровую процессию, продвигающуюся к месту казни.
Отношение автора к вере
Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Биография
Джованни Баттиста Тьеполо- крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Автор текста: Ольга Северинова.