Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В центре композиции мы видим Иисуса, обессилено припавшего на одно колено. Глаза Его подняты к небу, что иносказательно говорит о доверии Богу Отцу и постоянной молитве. Фигуру Христа живописец выделил среди множества персонажей особой эмоциональностью и светлым тоном одежд. За спиной Спасителя несколько человек возлагают крест на Симона Киринеянина. Впереди, безвольно опустив головы, идут осужденные на крестную казнь два разбойника.
В левом нижнем углу картины художник изобразил группу женщин с детьми, их тревожные жесты и взгляды представляют собой реакцию на слова Иисуса: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лк. 23:28-29). На противоположной стороне полотна показана упавшая без чувств Богоматерь, которую с нежной заботой поддерживает несколько женщин. Из ворот города верхом на коне выезжает воин в латах и шлеме с плюмажем. Вероятно,это сотник, на которого возложена ответственность за исполнение приговора.
История создания
Данное произведение относится к позднему этапу творчества Миньяра.В этот период мастер не только приступает к росписи плафона в Версальском дворце, но ипишет серию тонких по колориту религиозных картин, среди которых картина «Путь на голгофу».Как и многие произведения эпохи барокко, данное полотно отличается идеальной композицией и грамотным, ритмичным цветовым решением. Скрупулезно разработанные повествовательные детали и выразительный колорит глубоко подчёркивают драматизм происходящего.
Картину условно можно разделить на две противопоставленныечасти - верхнюю и нижнюю. Внизу представлено оживленное многолюдное действие. Вверху -пустынный холм Голгофы с раскинувшимся над ним безмятежно-спокойным синим шатром неба, которое наводит на мысль о жизни вечной.
Отношение автора к вере
Пьер Миньяр от рождения чувствовал в себе художественный талант, определивший его жизненный путь. Начиная с двенадцати лет, он усердно учился в мастерских различных мастеров. Затем, ища более плодотворной почвы для развития своего дара, Миньяр переселился в Рим. Дерзновенные труды юного мастера были благословлены свыше, и он получил известность на чужбине, а затем и на родине.
Художественный талант Миньяра особенно проявился в жанре портрета. Нередко образы, представленные на его полотнах,возвышенно одухотворены, так что можно говорить скорее о понимании мастером замысла Бога об этом человеке, чем лести заказчику. Портреты кисти Миньяра это результат его внутреннего духовного опыта, позволяющий увидеть в другом человеке образ и подобие Божие.
Показателен момент, в который художник отошел в жизнь вечную. Незадолго до смерти Миньяр написал свой «Автопортрет в виде Святого Луки». Подобный труд не мог не вызвать размышлений о пройденном творческом и жизненном пути. Безусловно, художник сравнивал себя с апостолом и первым иконописцем, желая понять, на сколько ценен его собственный труд перед Богом.
Биография
Пьер Миньяр родился в городе Труа в Шампани 17 ноября 1612 года. Отец хотел, чтобы сын занимался медициной, но мальчик с ранних лет проявил склонность к рисованию. С 1624 года Пьер учился в ателье Жана Буше в Бурже. Два года Миньяр провел в Фонтенбло - городе художников и столице искусств того времени, где он изучал античные памятники, а также живопись Приматиччо. Затем Пьер переехал в Париж, где учился в мастерской Симона Вуэ. Здесь он познакомился с Шарлем Леброном, творческое соперничество с которым продлилось до смерти последнего.
В 1635 году, в возрасте двадцати трех лет, художник отправился в Рим, где его почти сразу же настигла заслуженная известность. Художник провел в Италии двадцать два года и даже получил у современников прозвище "римлянин". В итальянский период художник пишет много портретов, но особенно популярны были его картины с изображением Мадонн. В Риме Миньяр познакомился с Пуссеном и его творчеством. Большое значение для формирования взглядов Миньяра имела его дружба с Ш. А. Дюфренуа, завязавшаяся еще во Франции. Дюфренуа был известен в основном как автор дидактической поэмы на латыни "Об искусстве живописи" и его восхищение Тицианом имело влияние на Миньяра. Кроме того, Миньяр внимательно изучал живопись болонского академизма. Он копировал фрески Карраччи в палаццо Фарнезе, как эталон монументально-декоративной живописи "большого стиля". Внимание художника привлекли также работы Ф. Альбани и Корреджо, которые повлияли на формирование французской живописи XVIII столетия.
В 1657 году художник был вызван ко двору Людовика XIV и стал главой Академии Святого Луки в Париже. Деятельность Миньяра во Франции была удивительно многообразной. Он писалисторические картины и аллегории, занимался монументально-декоративной живописью.
Пожалуй, наибольший интерес в наследии Миньяра представляют его портреты. Художника привлекали преимущественно женские образы. Его модели всегда красивы, элегантны и изящны. Он создал своего рода канон аллегорического или мифологического парадного портрета, который получил дальнейшее развитие в портретах Ларжильера и особенно художников XVIII века.
В 1687 году король пожаловал талантливому живописцу дворянское титул. После смерти Шарля Лебрена, в возрасте 78 лет Миньяр стал главным придворным художником, директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором парижской академии живописи и скульптуры, а затем ее ректором и канцлером.
В это время, почти в 80-летнем возрасте, он создаёт проекты росписей в Соборе Инвалидов, расписывает два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце и пишет серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка», «Святая Цецилия», «Вера» и «Надежда». Главным достоинством его живописных полотен является сильный, гармоничный колорит. В них он платит дань своему времени, пристрастному к изысканности и внешнему блеску.
Пьер Миньяр умер 30 мая 1695 года, работая над своим «Автопортретом в виде Святого Луки». Похоронили Пьера Миньяра в монастыре якобинцев в Париже.
Автор текста: Ольга Северинова.