Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
После вынесения приговора у прокуратора Иудеи Понтия Пилата Иисус Христос был отведен на место казни, холм за пределами Иерусалима под названием Голгофа. О последнем пути Господа рассказывают все четыре евангелиста, но наиболее подробно об этом пишет апостол Лука: "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23:26-28).
Изображая на своей картине путь Господа на Голгофу, Арент де Гелдер показал длинную извилистую дорогу, ведущую по гряде, через мост от города на холме к переднему краю картины. Зритель как бы встречает процессию и Христа, несущего крест. Таким образом, проводится мысль, что Господь, Вторая Ипостась Святой Троицы сошел с небес и по человечеству своему понес крест страданий, чтобы каждый человек мог встретиться с Богом и найти путь в Царство Небесное.
Процессию, растянувшуюся на всю дорогу, предваряет человек, несущий табличку, написанную Понтием Пилатом с указанием вины приговоренного. Он идет неспешно, отвлекаясь на происходящее рядом, так как Иисус под тяжестью креста идет медленно. Дорога как раз поднимается в гору и в это время на помощь приходит Симон Киринеянин. Через людей, сопровождающих шествие или смотрящих на него, художник передал отношение людей к происходящему в зависимости от их душевного устроения. Здесь и равнодушие несущего табличку человека, и растерянность двух мужчин, стоящих на обочине, и ощетинившаяся пиками охрана в ожидании, что друзья придут выручать узников, и сострадание Симона Киринеянина, и неподвижное стояние женщин, пребывающих в скорбном осознании того, что ничего изменить нельзя.
История создания
Картина "Путь на Голгофу" написана Арентом де Гелдером после 1700 года. Полотно считается одним из его лучших произведений и относится к серии "Страстей Христовых", основная часть которых была окончена к 1715 году. Известно, что художник не расставался с этими полотнами до самой смерти.
Отношение автора к вере
Поскольку документальных свидетельств о жизни Арента де Гелдера сохранилось мало, то судить об отношении художника к вопросам веры возможно лишь на основании его творческого наследия и косвенных личных данных. Арент родился и проживал в Голландии, протестантской стране. Однако, его продолжительное сотрудничество с Рембрандтом, которое можно назвать дружбой, поскольку он не оставил своего учителя в последние сложные годы его жизни, может говорить не просто о человеческой симпатии, а о духовном единстве. Известно же, что Рембрандт, воспитанный в строгом католическом духе, с честью пронес свою веру, невзирая на удары судьбы и протестантское окружение.
Одним из лучших произведений Арента де Гелдера считается серия картин на тему «Страстей Христовых», которую он написал в последние годы своей жизни. Двадцать две картины, оконченные примерно в 1715 году, художник хранил у себя до самой смерти, очевидно, что тема, отображенная на полотнах, была очень близка художнику. Ее исполнение стало итогом творческой жизни мастера, в котором он выразил свой жизненный и духовный опыт. После окончания серии Гелдер почти не писал, а вел мирную христианскую жизнь, пока 27 августа 1727 года не отошел ко Господу.
Биография
Арент де Гелдер родился 26 октября 1645 года в Дордрехте. Сведений о его жизни сохранилось достаточно мало. Известно, что первым наставником в живописи юного Гелдера стал Самюэл ван Хогстратен. В 1661 году Арент приехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта, где работал по 1667 год. Гелдера относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта. По мнению искусствоведов, его картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт. В XVIII- XIX веке произведения Гелдера часто принимались за работы Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена).
В 1661 году Гелдер вернулся в Дордрехт, в котором оставался и работал до последних дней. В это время он познакомился с Арнольдом Хоубракеном, для которого стал источником многих и точных сведений о Рембрандте, вошедших в трехтомный труд по истории голландской живописи.
В 1671 году Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная галерея), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 года Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет», «Эсфирь и Мардохей», «Эсфирь», а так же волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Беверена в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, была окончена в 1715 году. С этого времени Гелдер писал очень мало картин.
Скончался Арент де Гелдер 27 августа 1727 года в Дордрехте.
Автор текста: Ольга Северинова.