Принесение во храм - Пизано Никколо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Принесение во храм
Принесение во храм
Автор: Пизано Никколо
Местонахождение: Кафедра баптистерия, Пиза, Италия
Произведение: Рельеф «Принесение во храм»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1255 – 1260 гг.
Эпоха: Средние века, Проторенессанс

Описание произведения

 

Мраморный рельеф «Принесение во храм» был создан итальянским мастером Никколо Пизано в середине XIII века для украшения кафедры пизанского баптистерия. Многофигурная композиция рельефа представляет библейскую сцену Сретения – встречи Младенца Иисуса и святого Симеона Богоприимца.

В сороковой день по рождению Христа, по древнееврейскому закону, Иосиф и Богоматерь пришли в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц. В храме их встретил глубокий старец Симеон Богоприимец, 360-ти лет, которому было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Христа.

В центре рельефа, на фоне элементов храмовой архитектуры и толпы прихожан, находится величественная фигура Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом на руках. Знаменитыми словами старца, дождавшегося исполнения пророчества, были:«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк.2:29–30). Слева от Симеона представлены Дева Мария, передающая ему Богомладенца, и за Ней, Иосиф с двумя горлицами в руках. Эти центральные фигуры изображены скульптором подробно, прорисована каждая черта благородных светлых ликов, тщательно «выписан» каждый волосок, жест и складочка их одежд.

Справа от святого Симеона, судя по свиткам в руках, показаны символические фигуры древних пророков, провозвещавших приход Спасителя в мир. Голова за фигурами Марии и Иосифа, очевидно, принадлежит Анне Пророчице – старице, живущей при храме, которая является непременной участницей иконографии этой библейской сцены. Мастер выделил её из толпы прихожан, возвысив над нею.

Богомладенец символизирует в библейском сюжете Сретения связующее звено, соединяющее две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Род людской в лице Симеона и Анны принимает благую весть о воплощении Сына Божия. В светлых, воодушевлённых и, одновременно, очень земных образах своих героев, Пизано мастерски передал эмоциональное наполнение сюжета – и тихую семейную радость, и торжество. Высший промысел Господень и его земное воплощение.

Фигуры рельефа монументальны, облачены в тяжёлые драпировки и гармонично скомпонованы в отдельные сцены. Николо Пизано, используя световые и пластические эффекты, мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов и жестов, подчёркивается динамика всей композиции.

История создания

В 1255 году Никколо Пизано со своими учениками, молодыми скульпторами, в число которых входил и Арнольфо ди Камбио, будущий великий мастер Проторенессанса, начинает создавать кафедру для баптистерия в Пизе. Эта работа, изображающая новозаветные сюжеты, впервые была подписана мастером. В оформлении кафедры присутствует значительное влияние античной скульптуры времён императора Августа, которую Пизано тщательно изучал.

Сама кафедра представляет собой монументальный мраморный шестигранник, который опирается на готические арки, поддерживаемые высокими колоннами. В арках расположены фигуры четырёх Добродетелей, Иоанна Крестителя и Архангела Михаила. На рельефах из каррарского мрамора представлены сцены из жизни Иисуса Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение Волхвов, Принесение во Храм, Распятие и Страшный Суд. При работе над ними, кроме последних двух сцен, мастер также использовал античные приёмы. Рельеф Распятия выполнен с использованием византийского стиля, а Страшный Суд – в духе французской готики.

Отношение автора к вере

О личной жизни Никколо Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Никколо Пизано, сначала один, а затем с сыном Джованни, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику, а также ряд архитектурных проектов знаменитых церквей Италии.

Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. В своих статуях и рельефных композициях Никколо наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.

Биография

Никколо Пизано, архитектор и основоположник школы итальянской скульптуры эпохи Проторенессанса, родился в Апулии приблизительно в 1220 – 1225 годах (точная дата его рождения неизвестна). Предположительно, обучался ремеслу в местных мастерских, выполнявших архитектурные и скульптурные заказы императорского двора Фридриха II. В 1245 году Никколо уехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато, а позднее переехал в Лукку. Там, на северном тимпане собора Святого Мартина им были созданы рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста».

В Пизе скульптор обосновался в конце 1240-х годов. Здесь родился его сын Джованни, впоследствии продолживший дело отца. В 1255 году мастер получил заказ на создание кафедры для пизанского баптистерия, его он выполнял с учениками – Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Рельефы кафедры со сценами жизни Христа являются шедеврами мировой скульптуры. Между 1260 и 1264 годами Пизано завершил строительство сложного купола пизанского баптистерия, состоящего из полусферической и усечённой конической частей. Фасад баптистерия позднее оформил скульптурами уже сын Никколо, Джованни.

Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии, расположенный на площади Пьяцца дель Дуомо в тосканском городе Сиена, великолепный памятник итальянской готики, также является творением замечательных архитекторов – отца и сына, Николо и Джованни Пизано. В 1265 году скульптор начал работу над кафедрой Сиенского собора. Она напоминает ранее созданную пизанскую, но больше и роскошнее. В работе над ней Пизано также помогали ученики – сын Джованни, Лапо ди Ричевуто, Арнольфо ди Камбио и другие.

Дата смерти выдающегося мастера Проторенессанса точно не определена, предположительно она находится между 1278 и 1284 годами.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий