«Положение во гроб» - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Положение во гроб»
«Положение во гроб»
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: «Положение во гроб»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1559 г.

Описание произведения

Этот трагичный сюжет описан во всех четырех Евангелиях, в том числе в cтихах 59-61 из главы 27 Евангелия от Матфея: «...И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба...».

Мертвенная тяжесть тела Христа усиливается ритмом фигур, склоненных влево, и на образе Никодима, поддерживающего Иисуса под грудь, волновая экспрессия застывает. Некоторые немецкие искусствоведы считают, что этот персонаж, развернутый корпусом в обратную сторону ритма, намеренно наделен портретными характеристиками Тициана, по примеру, как Микеланджело изобразил себя Никодимом в своей незаконченной Пьете 1550 года во Флорентийском соборе.

Однако наибольшей выразительностью наделен образ Богородицы, склонившей свой страдающий лик над телом Сына. Ее головной убор выделен ярко-синим цветом.

Иосиф Аримафейский и другие герои, участвующие в погребении, не имеют такой проработанности облика, как Мария Магдалина, которая представлена «воздушной» в своем горе. Существуют исследования показывающие, что на рентгенографическом и инфракрасном исследовании живописного слоя данного полотна видно, что изначально одна рука Марии Магдалины касалась Христа, а Никодим был, как его традиционно изображают - в тюрбане. Однако позже художник изменил эти образы и сделал их похожими на тех, что можно увидеть на двери ризницы собора Сан-Марко в Венеции, где также изображен сюжет Погребения Христа.

На саркофаге Христа художник изобразил барельефы с сюжетами о Каине и Авеле, а также о жертвоприношении Исаака. Эти ветхозаветные эпизоды считаются прообразом распятия и Воскрешения Христова.

История создания

В течении своей жизни Тициан исполнил несколько сюжетов на тему «Положение во гроб». Для кого именно предназначалась данная картина, точно неизвестно. Но уже в 1585 году для коллекции шедевров испанского короля Филиппа II ее привез в Мадрид Антонио Перес – государственный деятель и секретарь этого монарха.

В 1626 году данное полотно украшало часовню Королевского дворца в Аранхуэсе, в 1657 – резиденцию короля в монастыре Эскориал.

В 1839 «Положение во гроб» Тициана Вечеллио стало шедевром музея Прадо и остается там до сих пор.

Отношение автора к вере

Если взглянуть на список и хронологию работ Тициана, то становится понятен один немаловажный факт – и раннее и позднее его творчество отмечено обилием работ именно на религиозные сюжеты. Юность и последние годы художника проходили в атмосфере неотвратимой смерти от чумы, унесшей родных и близких.

При этом Тициан – один из самых ярких представителей эпохи Возрождения, в творчестве которого главным является человек, прекрасный и возвышенный. И при этом в его работах прослеживается именно христианский взгляд на мир и на человека.

Известно, что Тициан был прекрасно образован, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании, поэтому среди друзей и коллег имел репутацию религиозного мыслителя. Невероятная глубина христианского содержания, тонкость и психологическая точность, которую можно видеть в его росписях и божественных образах, ярко свидетельствует о том, каким внимательным и понимающим христианином был Тициан Вечеллио.

Биография

Тициан Вечеллио родился в городе Пьеве ди Кадоре, неподалеку от Венеции. Точная дата его появления на свет неизвестна, у разных авторов она колеблется между 1485 и 1490 годом. В семье Вечеллио, инспектора шахт и начальника народного ополчения, было 4 детей, и все они жили в достатке.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал Венецию и стал учиться и работать в мастерской Себастьяно Цукато, потом у художника Джентиле Беллини, а затем уже у Джованни Беллини, где познакомился с Лоренцо Лотто, Джорджоне и другими венецианскими живописцами.

Тициан не имел законченного высокого образования, но обладал пытливым умом, дружил со многими литераторами, например, с поэтом Пьетро Аретино.

К 1516 году Тициан упрочил свои позиции ведущего венецианского живописца, выполнил множество прекрасных работ. Через год ему было присвоено звание Первого художника Венецианской республики. Мастер активно занимался вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая приемы и методы выдающихся мастеров кисти.

В 1525 художник зарегистрировал брак с Чечилией, подарившей ему 2 сыновей и 2 дочерей.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего своего визита император пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.

В 1545 Папа Павел III пригласил Тициана в Ватикан. Здесь художник не только работал, но и получил возможность познакомиться с Микеланджело и его творчеством.

Мастер много путешествовал не только по Италии, побывал в Испании и Германии.

Жизненный путь гениального живописца оборвался в 1576 году. Тициан Вечеллио скончался возле холста с кистью в руке.

Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, гроб великого живописца было предан земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий