yandex

«Положение во гроб» - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Положение во гроб»
«Положение во гроб»
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим
Произведение: «Положение во гроб»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: 1507 г.

Описание произведения.

Эта работа Рафаэля - одного из самых выдающихся художников мира – является необычной для мастера. Она написана по мотивам стихов 57-61 главы 27 из Евангелия от Матфея.

Вот как описывает евангелист снятие тела Иисуса с креста: «...и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале...». Рафаэль выбирает для изображения момент, когда тело Спасителя уже снято с креста (он виден вдалеке, в правом верхнем углу картины), но еще не внесено в гробницу, вход в которую изображен в левой части полотна. Таким образом, процессия как бы застыла.

Почему художнику показался важным именно этот миг?

Центром композиции является бледное тело Христа, которого несут на натянутой плащанице. На руках и ногах Спасителя видны кровавые следы от гвоздей, голова запрокинута назад, Иисус однозначно мертв, хотя окружающие, кажется, до сих пор не могут поверить в это. Богоматерь, Мария Магдалина и другие участники процессии застыли в экспрессивных позах, онемев от горя. Пластика фигур и лиц отражает безграничное отчаяние. Это момент растерянности перед последним прощанием – самый драматичный миг этого эпизода.

При этом яркие одеяния героев в сочетании с солнечными красками пейзажа придают особое, торжественное звучание происходящему. Несмотря на свершившуюся трагедию, и безграничную скорбь, которую испытывают ее участники, Иисус, сейчас лежащий мертвым на их руках, в действительности является победителем, он и далее будет с ними. Недаром в главе 28 стих 19 Евангелия от Матфея Иисус говорит: «…Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:19).

История создания.

Эта картина была написана Рафаэлем во Флорентийский период его жизни. На тот момент он уже несколько лет изучал технику живописи Леонардо да Винчи и рисунков Микеланджело. Уже были созданы, по заказу состоятельных флорентийцев, первые настоящие шедевры мастера.

В 1505 году Рафаэль приступил к разработке эскизов для большого алтаря церкви благородного семейства Баглиони. Они являлись одними из правителей города Перуджа и командирами частных военных формирований, охранявших владения различных итальянских аристократов. Внутри большого семейства Баглиони царили конфликты, и в результате одного из них, капитана Грифонетто, убил его кузен, Джан Паоло. Но самое ужасное, что трагедия свершилась на глазах матери Грифонетто – Аталанты. Долгое время она была безутешна. Аталанта и заказала молодому художнику из Урбино работу в честь своего покойного сына.

Рафаэль два года продумывал композиции всех трех частей алтаря.

«Положение во гроб» - его центральная панель. В ней художник через трактовку евангельского сюжета показал зрителям неисчерпаемую возможность благодати даже в самый скорбный момент - от одного осознания того, что Господь с нами. Пусть свой земной путь закончил любимый человек - его душа навсегда вместе с Господом, а значит, и с нами. Одно это, осознание способно утолить страдающее сердце. «…Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего...». (Пс.37:4).

101 год этот алтарь Рафаэля находился в церкви святого Франциска в Перудже, а затем было перемещено в покои папы римского Павла V, ценившего божественное красноречие этой живописи.

Отношение автора к вере.

Рафаэль, как и многие его современники, был с рождения воспитан в любви к Богу. После смерти отца официальным опекуном юного художника стал дядя по отцовской линии, Бартоломео, который был католическим священником. Глубоко религиозное воспитание и дало возможность художнику отразить эту сияющую правду Бога на холсте таким невероятным образом, что его произведениями уже 5 веков не перестают восхищаться люди всего мира.

Независимо от того, в какую эпоху живет человек и какую религию исповедует, при взгляде на полотна Рафаэля, он мгновенно ощущает величие и красоту Бога. Недаром Пушкин написал о творениях Рафаэля:

…Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит, с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

(А. С. Пушкин)

Биография.

Будущий великий художник родился в 1483 году в городке Урбино. Его отец, Джованни Санти, был живописцем, графиком, а также поэтом при дворе герцога Урбинского. Свои первые творческие опыты Рафаэль начал в мастерской у отца. Но когда мальчику едва исполнилось 11 лет, его родители скончались. Некоторое время юный живописец проживал дома, под опекунством своего дяди Бартоломео, а затем был отправлен в Перуджу обучаться в мастерской у художника Пьетро Перуджино. Там Рафаэль провел 4 года. После окончании обучения он отправился во Флоренцию, где познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео дела Порта. Все они стали его учителями.

В 1508 году, будучи уже профессиональным живописцем, Рафаэль переехал в Рим и стал официальным художником папского двора. В этот период гениальный мастер расписал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Он много работал по многочисленным заказам от церквей, и кроме того, писал портреты, выполняя частные художественные заказы. Помимо этого, Рафаэль активно занимался раскопками в Риме.

В 1520 году на раскопках римских античных зданий художник подхватил лихорадку и вскоре скончался. Гений эпохи Возрождения похоронен в римском Пантеоне.

Автор текста: Светлана Королева.




Оставить комментарий