Несение креста - Эль Греко

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Несение креста
Несение креста
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Произведение: Несение креста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Маньеризм
Дата создания: 1577 г.

Описание произведения.

«Несение креста» - известная евангельская тема Страстей Господних, широко использовавшаяся многими художниками в качестве сюжета для своих полотен. Описание крестного пути Спасителя есть во всех четырех Евангелиях. Так повествует об этом апостол Иоанн: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!... Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». (Ин.19:5,16,17).

Данное полотно - яркий пример творчества Эль Греко последних лет жизни. На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии. Художник не изображает увечий на теле Христа - его плоть светится изнутри божественным светом, изящные руки с тонкими длинными пальцами несут тяжелый крест. Из-под тернового венца выступили капли крови, но физической боли Спаситель будто не замечает. Просветленный лик Христа контрастирует с окружающим его мраком - на заднем плане сгущаются грозовые тучи в преддверии страшной казни. Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу, в его глазах читается молитва за всех людей, в том числе за тех, кто Его распинает. Эль Греко доносит до нас мысль о том, что всеобъемлющее Божье милосердие способно победить любое зло мира.

История создания.

За свою долгую карьеру Эль Греко создал множество картин с изображением Христа, но именно «Несение креста» или «Христос, несущий крест» стало одним из самых знаковых и новаторских образов Спасителя. Известно о существовании, по крайней мере, семи версий данной картины. Самое первое полотно и является исключительно революционным шедевром, написанным Эль Греко во время его пребывания в Испании.

Тема, которая изолирует Христа от сюжетных сцен на пути к Голгофе, была разработана в основном северо-итальянскими художниками начала 1500-х годов, такими как Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо и Андреа Соларио. Эль Греко, вероятно, видел «Христа, несущего крест» Себастьяно дель Пьомбо, нарисованного в середине 1530-х для Фернандо да Силва. Картина долгое время висела в монастыре Эль-Эскориаль и была хорошо известна многим европейским художникам.

В своей трактовке Эль Греко отходит от страдающего прообраза Христа, согнутого под тяжестью креста, и создает новый образ, в котором Спаситель взирает на Бога Отца и обнимает крест как инструмент своего спасения. Поза Иисуса и его устремленный взгляд вверх напоминают некоторые картины воскресшего Христа северо-итальянских мастеров (таких, как Амброджо Бергоньоне и Андреа Превитали).

Идея Эль Греко о Христе, гордо несущем крест, была абсолютно революционным отходом от иконографии, где акцент всегда делался на страданиях.Возможно, произведение созданное Эль Греко так бы никогда и не было принято духовенством, если бы виденье художника не поддержала сама Тереза Авильская - испанская монахиня, причисленная к лику святых.

Образ Христа был охарактеризован как находящийся в мистическом общении с Богом и пребывающий в состоянии божественной благодати за пределами мирского ощущения. Даже терновый венец и тяжелый крест не производят гнетущего впечатления на Спасителя. В свое время данное полотно стало символом надежды и веры, что каждому человеку под силу нести свой крест. Своим произведением Эль Греко словно подтверждает истинность еще одних евангельских слов: «иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф.11:30).

Отношение автора к вере.

Как и большинство людей эпохи XVI века, Эль Греко был глубоко религиозным человеком. Свою проповедь Евангелия художник вел посредством живописи - абсолютное большинство его произведений созданы на библейские сюжеты. Большое влияние на Эль Греко, как на человека и живописца оказало общение с Михаилом Дамаскиносом и Феофаном Критским - выдающимися иконописцами своего времени. До конца своих лет художник сохранял верность тем творческим основам и пониманию божественной природы творчества, которые были в него заложены на Крите. Влияние византийского иконописного стиля, понимание религиозного изображения как символа, играющего роль мистического посредника между миром земным и миром небесным, прослеживаются на всем протяжении творческого пути Эль Греко.

Сам живописец никогда не был женат. Он избрал сугубо подвижнический путь служения высокому искусству во имя Истины. Как настоящий христианин, перед смертью Эль Греко исповедался и причастился.

Биография.

Доменико Теотокопули - настоящее имя художника, псевдоним — Эль Греко, с испанского переводится, как «грек», что связано с его местом рождения. Живописец родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, в зажиточной семье. В возрасте 20 лет он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана. Именно здесь он осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода — картина «Чудо исцеления Христом слепого».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.

В Рим художник переехал в 1570 году, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры - «Погребение графа Оргаса» (1588). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры людей искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года. Лишь спустя время после смерти, он получил признание и статус мастера.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий