Несение креста - Босх Иероним

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Несение креста
Несение креста
Автор: Босх Иероним
Местонахождение: Музей изящных искусств, Гент
Произведение: Несение креста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1510-е г.

Описание произведения.

В эпоху исторических потрясений Иероним Босх обращается к классическому библейскому сюжету, изображая крестный путь Христа на Голгофу. Этот эпизод Страстного цикла описывается всеми четырьмя евангелистами: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин.19:17). На гентском полотне эта широко известная сцена подана со специфической позиции Босха, и в только ему одному присущей манере.

Картину можно назвать коллажем отвратительных и чудовищных образов. На ней нет свободного пространства и перспективы, только плоскость, густо заполненная головами персонажей, сливающихся в ужасающую воображение мозаику. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом. Художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. Есть среди них фарисеи и священники, раскаявшийся разбойник, чье лицо кажется уже мертвым, серым, и два других разбойника, яростно орущих, ненавидящих весь мир.

На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях), которая держит в руках плат с изображением лика Христа. Их лица светлые, черты полны безмятежности и покоя, глаза закрыты, ограждая их от творящегося вокруг мерзостного действа.

История создания.

Название «Несение креста» нидерландский художник Иероним Босх дал, как минимум, трём своим картинам. Первое произведение на известную библейскую тему находится в Музее истории искусств в Вене, второе — в Музее изящных искусств в Генте. Кроме этих двух работ, сохранилась боковая панель от несохранившегося триптиха с этим же названием, хранящаяся в Королевском дворце в Мадриде.

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, и воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры».

Очевидно, что гентское полотно - результат глубоких рассуждений живописца на тему Страстей Христовых. Его первая картина на данный сюжет вполне традиционна - изображает Спасителя, согнувшегося под тяжестью креста и окруженного мучителями, которые имеют вполне человеческий облик. «Несение креста» 1510-го года кардинально отличается от предыдущей версии сюжета. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и, вместе с тем, создает потрясающий эстетический эффект. Кажется, что самому зрителю хочется закрыть глаза, чтобы не видеть лиц, обезображенных грехом. Не случайно испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Отношение автора к вере.

Иероним Босх был глубоко религиозным человеком, невероятно чутко ощущающим духовное падения общества той эпохи, в которой ему суждено было родиться. Жизнь художника и всей его семьи была тесным образом связана с Братством Богоматери. Светские братства в те времена были центрами религиозной и общественной жизни города, регламентирующими ее в течение всего года. Три месяца в году города жили карнавальной жизнью. И одной из целей деятельности Братства Богоматери было как раз устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ. Члены этого братства поклонялись чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна. Согласно записям, Иероним Босх вступил в Братство в 1486 году, а годом позже стал его «почетным членом». В книге счетов за 1480 год зафиксирована покупка им двух створок старого алтаря, незавершенного его отцом. Босх также поддерживал идеи еще одной религиозной школы - Братьев Общей Жизни, выступавших против ереси и развращенности духовенства.

Живописец имел отличное образование и прекрасно разбирался в теологии, истории, медицине и прочих науках. Для него было характерно стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания и миссии человека. Однако изображение человечества нередко окрашивалось у Босха в мрачные и гротескные тона. В сознании Босха мир, как зеркало, разлетался на тысячи осколков, которые на его картинах складывались в прихотливую мозаику жизни и смерти.

Биография.

Иероним Босх родился около 1450 года в Хертогенбосе, в семье живописцев. Главными учителями Босха считаются его отец и голландский художник Д.Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы», встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии, Филипп Красивый. Приблизительно в то же время, Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы.

Сразу после своей женитьбы, Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил приданое за женой — большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха.

Свои работы Босх не датировал и не подписывал. Только по церковным приходным книгам и договорным грамотам, исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Обычной для Босха являлась такая техника работы, как «алла прима» — художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок.

Главными шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи — «Воз сена» и «Сад земных наслаждений». Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын».

Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе, 9 августа 1516 года.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий