yandex

На Тивериадском (Генисаретском) озере - Василий Дмитриевич Поленов

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
На Тивериадском (Генисаретском) озере
На Тивериадском (Генисаретском) озере
Автор: Василий Дмитриевич Поленов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: На Тивериадском (Генисаретском) озере
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1888 г.

Описание произведения.

Картина «На Генисаретском озере» или, как ее называл Поленов, «Христос идет по берегу озера», появилась вскоре после создания полотна «Христос и грешница». Пустынная, величавая природа. В отдалении — широко раскинувшаяся горная страна; цепи невысоких гор уходят к самому горизонту, рисуясь на фоне неба своими плавными смягченными очертаниями. Гладь спокойного голубого озера с почти недвижимыми водами и далекими берегами. Солнце уже перестало нещадно палить землю, и дальние планы пейзажа уже начинают погружаться в предвечернюю голубую мглу. По берегу озера неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник. Тип Христа в картине тот же, что и в полотне «Христос и грешница», та же внешность, в облике также видна мудрость и кротость. Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой.

Погрузившись в себя, Христос идет мерным, тихим шагом по тропинке вдоль озера и, кажется, нет конца его пути. Эта небольшая тропинка символизирует земной путь и Спасителя, и любого человека. Человек пройдет, а мир, природа, вот это озеро будут продолжать существовать. И только от человека зависит, какой оставит он след на земле. А во всем этом пустынном безлюдном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины, значительность происходящего для зрителя не оставляет сомнения. Красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. Эти тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще тогда, когда он увидел в Париже интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «...Оригинально и красиво, - писал он в одном из писем родным, - в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды». Во всяком случае, картина «На Генисаретском озере» свидетельствует о высокой значимости пейзажа в размышлениях Поленова о гармонии, к которой он всегда стремился, и которая воплощалась для него в евангельском Иисусе.

История создания.

Тысяча восемьсот пятьдесят восьмой год. В Санкт-Петербурге открылась выставка работ русского художника Александра Андреевича Иванова. Среди многих картин было представлено и знаменитое «Явление Христа народу». Перед полотном стоит четырнадцатилетний юноша и, не отрываясь, смотрит на картину. Этот мальчик – Василий Поленов.

С тех пор прошло много лет, Поленов окончил Академию художеств и сам стал мастером исторической, пейзажной и жанровой живописи. А христианская тема все больше овладевала знаменитым художником. В марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе — умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «серьезно» работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С.Абамелек-Лазарев и А.В.Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие.

За время путешествия, с ноября 1881 года по весну 1882 года, Поленов посетил Константинополь, Александрию, Каир. От Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу до Ассуана, затем из Каира отбыл на поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался до Бейрута — порт в Сирии — и направился в Иерусалим; на обратном пути художник побывал в Греции.

Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей, и, вероятно, укрепило в мысли о создании не только полотна «Христос и грешница», но и целого цикла картин на библейские темы. Но непосредственный подготовительный материал к этой живописной серии был собран в недостаточном количестве — по-видимому, яркие впечатления от архитектурных памятников и природы Востока отвлекли художника от его замысла, поэтому родные Поленова склонны были считать путешествие не слишком удачным. Отзвук этих настроений ощущается в письме жены Поленова, написанном несколько позже, в марте 1884 года, в котором она выражает опасение, как бы с Поленовым в Риме не произошло то же, что и в Палестине — «… не вышло бы из этого той же неурядицы, как с восточным путешествием», — пишет она Е.Д.Поленовой.

Эта «неурядица» с путешествием по Востоку заставила Поленова совершить вторичную поездку, на этот раз в Италию. Итогом поездки стало создание знаменитой картины «Христос и грешница». Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова — его циклом картин из жизни Христа.

Картина «На Генисаретском озере», появилась вскоре после создания полотна «Христос и грешница». Христианская тема все больше овладевала Поленовым, поэтому он вновь едет на Восток в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла. Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла «Из жизни Христа» был завершен. Произведения были показаны публике сначала в Петербурге (февраль — март 1909 года, 58 картин), затем в Москве и в Твери (в мае 1909 года, 64 картины).

В картине «На Генисаретском озере», как и в других картинах на евангельский сюжет, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность. При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», — писал Поленов о своем цикле Л.Толстому.

Отталкиваясь от своих реальных впечатлений от путешествий по Востоку, Поленов рисует картины мирной и идеально прекрасной природы, где ласково светит солнце, синеют не знающие бурь небеса, высятся величавые, смягченные в своих очертаниях горы, сверкает зеркальная гладь прозрачных голубых озер. В соответствии с характером пейзажа, излюбленными тонами художника оказываются: бирюзово-голубые, розовато-сиреневые, золотисто-белые, изумрудно-зеленые. В созерцании этой прекрасной природы, кажется, проходит вся жизнь Христа и близких к нему людей, такое значительное место в цикле Поленова занимает изображение Христа и его учеников на лоне природы, в состоянии внутреннего погружения в ее жизнь, растворения и слияния с ней.


Отношение автора к вере.

Василий Поленов написал множество прекрасных полотен, которые сделали его знаменитым на весь мир. Однако главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа».

Светлое и радостное приятие жизни, свойственное молодому Поленову, только что окончившему Академию художеств, в эпоху 80-х годов — эпоху разгула реакции — постепенно тускнело. Искусство все больше становилось для него не только областью, в которой он утверждает свои идеалы, раскрывает свое понимание прекрасного, запечатлевает то, что ему близко и дорого в жизни, но и сферой деятельности, питающей его потребность в радости и красоте, которая не удовлетворяется окружающей действительностью. «Мне кажется, — писал Поленов в начале 1888 года, — что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Обращение Поленова к религии Христа не вызвало коренного перелома во взглядах художника. Оно явилось продолжением поисков путей достижения тех гуманистических идеалов, которые всегда были определяющими в мировоззрении Поленова, и которым он не изменил.

В христианстве он, прежде всего, увидел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству. Все то, что он ценил раньше, и что стало особенно дорого ему в России 80-х годов, в эпоху полнейшего произвола, грубого попрания человеческих прав, разгула реакции и деспотизма.

Для создания полотен на Евангельскую тему, Поленов не просто предпринимает несколько поездок на Восток, но углубленно изучает Писание. Когда Поленов решал сделать какую-то работу, он обращался к сводам Евангелия, все четыре всегда лежали перед ним.

Биография.

Василий Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге, в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии художеств. Учился в Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III), создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов.

По окончании войны поселился в Москве, откуда в 1884 году совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.

Поленов был членом Товарищества передвижников. С 1870-х годов Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера «Призраки Эллады» с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии.

В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И.И.Левитан, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, А.Е.Архипов, А.Я.Головин и Е.М.Татевосян.

С 1910 года художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 года – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты.

Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906) – вклад в развитие «русского стиля».

После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Он превратил усадьбу в музей, который в 1939 году был передан его родственниками государству.

Умер Василий Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 года – Поленово, Заокский район, Тульская область) 18 июля 1927 и был похоронен на сельском кладбище в селе Бехово, на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.

Автор текста: Барыбина Екатерина Сергеевна.

Оставить комментарий