Мотет «О, сладчайший Иисусе услышь меня» - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Мотет «O bone Jesu, exaudi me» (О, сладчайший Иисусе услышь меня) – духовное произведение Дж.Палестрины для мужского хора без инструментального сопровождения. Это сочинение композитор написал на текст автора эпохи ренессанса Анимы Крайста. Основная тема либретто - молитва к Господу Иисусу Христу о помиловании в час смерти. Возможно, произведение написано для исполнения на погребении или в день памяти умершего – характер музыки говорит в пользу этой версии. Главная музыкальная тема в этом произведении – светлая скорбь, сменяющаяся в конце твердой верой в милосердие Божие. Тема произведения была близка многим известным композиторам - кроме Дж.Палестрины, одну из первых версий написал Марк Антонио Индженьери – учитель К.Монтерведи, затем сам Монтеверди.
История создания.
Мотет «O bone Jesu, exaudi me» Дж.Палестрины является примером полифонических произведений эпохи Ренессанса. Это сочинение, вероятно, относится к позднему периоду работы композитора в Риме – он был финансово независим и много времени уделял творчеству. Жанр мотета был любим композитором – он написал достаточно много духовных концертов, посвятив их любимым церковным праздникам и святым. Палестрина оставил богатое наследие духовных сочинений, которые требуют от исполнителей особенной выучки. Нередко эти сочинения перекладывают для исполнения на фортепиано и других инструментах, они не забываются и не исчезают из репертуара лучших музыкантов мира более четырех веков.
Отношение автора к вере.
Джованни Пьерлуиджи родился в традиционной католической семье. Документы свидетельствуют, что в возрасте одиннадцати лет будущий композитор уже числился хористом в кафедральном соборе римской епархии – базилике Санта – Мария – Маджоре. В возрасте девятнадцати лет Джованни вступил в должность органиста собора святого Агапита г.Палестрины (его родного города). Впоследствии, вся жизнь и творчество композитора были связаны с духовной музыкой – множество месс, мотетов, магнификатов написал он, будучи главным хормейстером Рима. На его сочинениях учились многие именитые музыканты, а похоронен был, много послуживший прославлению Бога, Джованни Палестрина под полом базилики святого Петра в Риме.
Биография.
Днем рождения Джованни Пьерлуиджи считается 3 февраля 1525 года. Он родился в городе Палестрина, потом служил органистом в нем, из-за чего за ним закрепилось прозвище - фамилия Палестрина. С течением времени его настоящая фамилия стала опускаться, а потом и вовсе заменилась на «Палестрина». Известно, что в возрасте десяти лет мальчик лишился матери, а уже в 1537 году он стал хористом кафедрального собора Рима и при этом получал разностороннее музыкальное образование.
Полученные знания позволили Джованни занять должность органиста церкви родного города в 1544 году. Молодой композитор написал сборник месс, который очень понравился папе Юлию III (бывшему епископу Палестрины), а в 1551 его ждало новое и почетное назначение – директором капеллы базилики святого Петра. На этом поприще Джованни создал множество великолепных духовных сочинений. В 1565 году Палестрина был удостоен высокой награды от папы Пия IV – звания «modulator pontificus» (папский композитор).
В течение следующих десяти лет Палестрина занимал должности хормейстера в других церквях Рима, пока в 1571 снова не вернулся к руководству капеллой базилики святого Петра. Это место не приносило композитору большого дохода, но позволяло жить безбедно и писать сочинения.
Семидесятые годы принесли много горя композитору – три вспышки чумы унесли жизни его брата, жены и детей. Он даже собирался принять духовный сан и жить в уединении, но все получилось совсем иначе – в 1581 году Палестрина женился на богатой вдове и смог отдаться целиком любимому делу – писать духовные сочинения без оглядки на финансовое положение. Композитор написал более трехсот мотетов, 105 месс, 68 офферториев, кроме того, существует как минимум 72 гимна, 35 магнификатов, 11 литаний и четыре или пять сочинений «Плач Иеремии». Его произведения для Страстной Седмицы привлекли внимание высшей церковной власти и именно его попросили написать несколько месс для Тридентского собора (1543 -1563), когда рассматривался вопрос о реформе церковной музыки. Считалось, что полифония(многоголосье) умаляет ясность слова. Палестрина написал такие великолепные и выверенные сочинения, что вопрос был снят с повестки, а церковная музыка продолжила свое развитие.
Умер Джованни Палестрина в Риме за день до своего дня рождения – 2 февраля 1594 года. Плеврит стал причиной столь преждевременной смерти. Он был похоронен с почестями, под пение пятичастного псалма для трех хоров, а на свинцовой табличке гроба была выбита надпись «Libera me Domine» и «Joannes Petraloysius Praenestinus musicae princeps» (Джованни Палестрина – князь музыки).
Сегодня произведения Дж.Палестрины известны всему миру, но его гробница утеряна навсегда при переустройстве церкви в 1615 году. Многие великие музыканты восхищались произведениями Палестрины – И.С.Бах переписал его книгу месс, а при написании своей знаменитой мессы «си минор» руководствовался одной из них, Феликс Мендельсон поместил его в пантеон величайших музыкантов, написав: «Я всегда расстраиваюсь, когда одни хвалят только Бетховена, другие-только Палестрину, а третьи-только Моцарта или Баха. Все четыре, говорю я, или вообще ни одного».
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
O bone Jesu, exaudi me
Et ne permittas me separari a te
Ab hoste maligno defende me
In hora mortis meae
Voca me et pone me juxta te
Ut cum angelis et sanctis tuis
Laudem te, Dominum, Salvatorem meum
In saecula saeculorum. Amen.
О, дорогой Иисус, услышь меня
и не допусти, чтобы я отделился от Тебя
злым врагом,
защити меня в час смерти моей,
призови меня и поставь меня рядом с Тобой,
чтобы я с ангелами Твоими и святыми
славил Тебя, Господа Моего и Спасителя,
во веки веков. Аминь.