yandex

«Калики» - Сергей Есенин

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Калики»
«Калики»
Автор: Сергей Есенин
Произведение: «Калики»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1910 г.

«Калики»

Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.

Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.

Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы Господу,
Возлагая вериги на плечи».

Вынимали калики поспешливо
Для коров сбережённые крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску! Идут скоморохи!»

Описание произведения.

Название стихотворения Сергея Есенина «Калики» указывает на героев произведения — нищих странников, поющих духовные песнопения и былины. Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Особенностью формы является дактилическая рифма, которая используется в лирических произведениях довольно редко — чаще всего в стилизациях или пародиях. Необычно звучащие строки создают впечатление причудливости, гротеска.

Композиция стихотворения построена на контрасте мира деревенского (бытового) и духовного, в котором пребывают странники. Путь богомольцев проходит через «деревни». В первой строфе поэт изображает простую бытовую сцену — калики пьют «под окнами» квас, которым их угощают деревенские жители. Проходя мимо православных церквей, они не могут не вознести хвалу «пречистому Спасу», однако все храмы закрыты «затворами древними» и певцы молятся «у церквей», на улице.

Во второй строфе контраст бытового и духовного усиливается. Калики в поле поют «стих о сладчайшем Иисусе». Однако не люди оказываются слушателями богомольцев, а навьюченная «кляча». Более того, подпевают им «горластые гуси». Гротеск, лишь намеченный в первой строфе, во второй становится явным.

В третьей строфе калики на пастбище произносят «страдальные речи»: «Все единому служим мы Господу, возлагая вериги на плечи». Они говорят о единстве всех христиан, о смирении и принятии своего пути, своего служения. Однако внимает этой вдохновенной проповеди только коровье стадо.

Калики подходят с хлебом к стаду коров и слышат насмешливые слова пастушек, обращенные к скитальцам: «Девки, в пляску! Идут скоморохи!», — оскорбительная насмешка над духовными людьми, ведь скоморохи пели песенки фривольного, низкого, глумливого характера. Как не вспомнить строки псалма, которые цитирует Христос в Евангелии от Матфея: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». (Пс. 8:3; Мф. 21:17). — Только те, кто не может говорить, славят Господа! — И калики благодарят их, безмолвных и кротких, слушающих хвалебные песни Христу: «Вынимали калики поспешливо / Для коров сбережённые крохи».

В своём произведении «Калики» Сергей Есенин в горько-ироничной форме изображает вражду земного мира с духовным. Идеей произведения является неприятие обывателями людей верующих, стремящихся к духовному обновлению. Образ калик является знаковым для Есенина: в последующих стихах сборника «Радуница» эти скитальцы превратятся в единого лирического героя — верующего странника, а к позднему периоду творчества трансформируются в образ поэта, противостоящего толпе.

История создания.

Стихотворение «Калики» включено в дебютный сборник Сергея Есенина «Радуница». Книга подвела итог ранним творческим опытам юного поэта. Она неоднородна и отражает не только различные влияния, но и упорное стремление Есенина обрести свой неповторимый голос. Сборник имел большой успех и продемонстрировал большой талант поэта.

Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, есть стихи, раскрывающие конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни. В частности, таким произведением является стихотворение «Калики». Есенин позднее вспомнит, что, когда он жил в доме деда, бабка собирала «всех увечных, которые поют по русским сёлам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». О незавидной судьбе этих нищих странников и рассказывается в стихотворении «Калики». Поэт сочувствует духовному подвигу этих людей, понимая, что они ему — братья по ремеслу, и по скитальческой доле, и по пророческому служению «глаголом» жечь «сердца людей».

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина не решена исследователями по сей день. Поэт не раз писал, что не верит в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора много иллюзий на Священное писание. Особенно часто они встречаются в раннем творчестве поэта, отражающем его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. В ранних стихах Есенина мы видим мечту об идеальном мире, порождённом христианской надеждой на откровение в жизни Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В последние годы жизни приходит осознание страшного числа жертв, понесённых народом при советской власти. Из творчества Есенина уходит воспевание страны «Инонии», сменяясь тоской по «потерянному раю» молодости, его чистоте и вере.

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым в номере гостиницы «Англетер».

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.



FB2

EPUB

  • Калики - Сергей Есенин

    Проходили калики деревнями,

    Выпивали под окнами квасу,

    У церквей пред затворами древними

    Поклонялись пречистому Спасу.

    Пробиралися странники по полю, Пели стих о сладчайшем Исусе.

    Мимо клячи с поклажею топали,

    Подпевали горластые гуси.

    Ковыляли убогие по стаду,

    Говорили страдальные речи:

    “Все единому служим мы господу, Возлагая вериги на плечи”.

    Вынимали калики поспешливо

    Для коров сбереженные крохи.

    И кричали пастушки насмешливо: “Девки, в пляску! Идут скоморохи!”

Оставить комментарий