Иоанн Креститель («Проповедь») - Огюст Роден

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иоанн Креститель («Проповедь»)
Иоанн Креститель («Проповедь»)
Автор: Огюст Роден
Местонахождение: Музей Родена, Париж, Франция
Произведение: Статуя Иоанна Крестителя («Проповедь»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1877 – 1878 гг.
Эпоха: Современное искусство, Импрессионизм

Описание произведения.

Статую Святого Иоанна Крестителя Роден завершил в 1878 году. Это была вторая его работа, которую, наконец, отметила широкая публика – первой был «Бронзовый век». В отличие от статичного «Века», скульптура Крестителя исполнена динамики. Полностью обнажённый Предтеча изображён широко шагающим, с поднятой в проповедническом жесте правой рукой. Эффект ходьбы Роден получил, использовав новый пластический приём совмещения последовательных событий – обе ступни фигуры плотно прижаты к «земле».

Натурщиком для «Крестителя» был простой итальянский крестьянин, но с безупречными анатомическими пропорциями и грацией, которые мастер сохранил и подчеркнул в своей работе. Тело Святого вылеплено скульптором очень тщательно – прорисована каждая мышца, каждая связка, дополнительную выразительность и динамику ему придаёт игра света на пластических объёмах. Благородный лик Иоанна Предтечи обладает правильными чертами и должной степенью измождённости, взгляд прям и задумчив. Даже стиль «ню», не совсем подобающий изображениям Святых, не отвлекает от эмоционального заряда праведности и целеустремлённости, гениально переданных художником. «Иоанн Креститель» принёс мастеру долгожданное признание – после двадцати пяти лет работы безвестным скульптором «без права подписи».

История создания.

К работе над статуей Святого Иоанна Крестителя Роден приступил после бурной полемики, развернувшейся по поводу его работы «Бронзовый век». Мастер начал делать гипсовую двухметровую фигуру Крестителя в 1877 году, а на Парижском Салоне представил её в 1880-м. Уменьшенные образцы статуи были отлиты в бронзе между 1878 и 1907 годами. Его «Идущий человек» является одним из вариантов скульптуры Крестителя, только без головы.

Различные копии статуи Святого Иоанна Крестителя находятся в коллекциях музея Орсе, музея Люксембургского дворца и музея Родена в Париже, музея Тейт Модерн и музея Виктории и Альберта в Лондоне, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Нортона Саймона в Пассадене, Калифорнийского Дворца Почетного легиона и парка скульптур Гленкильна в Шотландии.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой, нелёгкой, но плодотворной жизни, Франсуа Огюст Рене Роден выполнил множество скульптурных композиций на религиозную тематику. Он не был примерным христианином, но его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

В 1862 году, после смерти любимой сестры Мари, Роден забросил скульптуру и поступил послушником к Пьеру Эймару, но священник позже убедил его вернуться к творчеству. Венцом выражения религиозных чувств скульптора стал, так и не законченный, монументальный шедевр «Врата ада», над которым мастер трудился почти всю свою сознательную жизнь. В нём Роден, с помощью выразительных средств современного искусства, основоположником которого стал, сумел передать всю пагубность страстей человеческих, которым и сам был весьма подвержен, и ужас воздаяния за совершённые грехи.

Биография.

Франсуа Огюст Рене Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года. Его отец, Жан-Батист Роден, служил чиновником в городской префектуре. В школе Огюст не проявлял интереса к учёбе, предметы ему совершенно не давались, за исключением рисования. В 14 лет юноша получил разрешение отца поступить в Малую Королевскую школу искусств – учебное заведение, готовившее художников, декораторов и ювелиров. Его учителем был известный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран. У юного Родена тогда не было денег на краски и холст, но он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и карандашом перерисовывал античные статуи. Окончив Малую школу, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но каждый раз терпел неудачу.

Дальше Огюст Роден почти двадцать лет перебивается случайными заработками, параллельно посещая курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. Свои работы того периода мастер выполнял анонимно, большинство из них невозможно идентифицировать, многие не сохранились. Бедный, почти нищий, Роден реставрирует городские памятники, обтесывает мраморные глыбы, отливает формы, вырезает декорации и орнаменты. Он украшает здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служит в Национальной гвардии во время войны, работает целые сутки, чтобы отправлять из Бельгии скудные денежные переводы в Париж, жене и сыну.

Брак со швеёй Розой Бёре Роден не оформлял, но она была спутницей скульптора на протяжении всей его жизни. Роза обладала привлекательной внешностью и позировала для бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865 – 1870) и «Миньон» (1870). Когда Роден начнёт зарабатывать, отливая в Бельгии бронзовые статуэтки, Роза сможет переехать к нему. Их сын останется в Париже, у тётки Родена.

Первая мастерская Родена на улице Лебрен – бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду. Он вспоминает: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…». Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков у скульптора нет.

В 1878 году Роден принял участие в конкурсе на лучший проект памятника защитникам Парижа во франко-прусской войне. Он представил на суд жюри статую «Призыв к оружию». Статуя, ставшая впоследствии знаменитой, тогда не вошла даже в предварительный премиальный список. В 1879 году Каррье-Беллёз, бывший в то время директором Севрской мануфактуры, вновь пригласил Родена на работу. Хороший заработок удержал здесь мастера на три года. Несколько позже Роден был представлен премьер-министру Гамбетте, тот порекомендовал скульптора министру изящных искусств Антонену Прусту, который приобрёл для государства роденовского «Иоанна Крестителя». Это было первое официальное признание, пришедшее к тогда уже сорокалетнему художнику.

К концу XIX века Роден становится самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работают около полусотни помощников. Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Слава пришла к Огюсту Родену только на пятом десятке, и он торопился насладиться ею – покупал особняки, предметы искусства и мировые шедевры, менял женщин... На Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже, французское правительство предоставило Родену отдельный павильон. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора, было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были и его «Врата ада». Выставка позволила Родену продать в музеи мира свои скульптуры на сумму около 200 000 франков (при этом 60 000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий для экспозиции).

В 1916 году Роден написал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы своей жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые, совершенно не таясь, расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора. 19 января 1917 года, на вилле мастера в Мёдоне, состоялось его бракосочетание с Розой Бёре. Роза уже была тяжело больна, и умерла спустя месяц после церемонии. 12 ноября этого же года заболел и сам Роден, и через пять дней умер от скоротечного воспаления лёгких. На могиле Франсуа Огюста Рене Родена в Мёдоне была установлена копия его «Мыслителя», общепризнанного мирового шедевра.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий