Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный горельеф святого Иоанна Богослова был создан во второй половине XV века для алтаря Перье римского собора Латерано знаменитым мастером эпохи Возрождения - Андреа Бреньо.
Апостол от двенадцати, Иоанн Богослов – автор одного из Евангелий и Книги Апокалипсиса. Господь и после Вознесения не оставил своего ученика – сохранил его и в морской глубине, и в котле с кипящим маслом, оградил от чаши со смертельным ядом и даровал долгую, более чем столетнюю, жизнь. Иоанн, апостол Любви, говорил, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин.4:17).
Фигура святого Иоанна, находящаяся в алтарной нише, представлена в полный рост высоким рельефом. Богослов изображён таким, каким знал его Иисус – юным прекрасным апостолом, любимым учеником. Левой рукой он прижимает к груди Евангелие, а в правой держит печать (это отсылает к его «Откровениям»). В образе романтического юноши, что сопровождал Христа, а впоследствии – проповедника и странника, чувствуются благородство и воля. Фигура апостола, оформленная драпировками из лёгкой ткани, проста и изящна, над его головой – нимб. Геометрический узор верхней части алтарной ниши символизирует исходящее от Иоанна сияние.
Скульптуры Андреа Бреньо выполнены натуралистично, с тщательной проработкой всех деталей – это придаёт композициям динамичность и эмоциональную насыщенность. Игра света и тени на поверхности камня создаёт иллюзию движения и оживляет образ любимого ученика Христа, в котором мастером гениально передан и Высший промысел Господень, и его земное воплощение.
История создания
За годы своей насыщенной творческой жизни Андреа Бреньо, выполняя церковные и частные заказы, изваял из мрамора множество библейских образов. Его произведения отличаются безупречной техникой исполнения и одухотворённостью, каждая скульптура мастера прекрасна по-своему.
В последней четверти XV века мастер сделал целый ряд мраморных барельефов апостолов и пророков для оформления церковных алтарей. Среди них – скульптуры Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, святого Иеронима, святого Иакова Старшего, святого Филиппа и других.
Скульптура Бреньо «Иоанн Богослов» была создана для украшения алтаря Перье римского Кафедрального собора (собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Латерано), надпись над которым гласит: «Всех церквей города и мира мать и глава».
Отношение автора к вере
Андреа Бреньо был ревностным христианином, в течение многих лет он выполнял заказы Папского престола. На протяжении своей долгой и плодотворной жизни, мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику во многих известных итальянских церквях.
Творчество Бреньо отличается ювелирным исполнением и большим художественным вкусом. В своих скульптурных композициях он наделяет библейских персонажей человеческими чертами, правдивыми и одухотворёнными. Его воплощение духовных сюжетов, несомненно, выражает истинные религиозные чувства художника.
Андреа Бреньо входил в аристократический круг литераторов-гуманистов из окружения Папы Сикста IV и Бартоломео Платины, первого библиотекаря апостольской библиотеки Ватикана. Бреньо также сыграл значительную роль в формировании классического стиля эпиграфики – надписей на надгробиях выдающихся итальянских деятелей.
Биография
Андреа ди Кристофоро Бреньо - итальянский скульптор и архитектор эпохи Раннего Возрождения, родился в 1418 году в Клаино-кон-Остено в Ломбардии. Его отец, Кристофоро Бреньо, а впоследствии, и братья Амброджо и Джироламо были скульпторами и архитекторами с собственной мастерской в Ферраре. В 1467 году братья Бреньо получили подряд на руководство строительством Дворца Дожей и других значимых зданий в Венеции.
По приглашению Папы Римского Павла II, в 1464 году Андреа Бреньо переехал из Венеции в Рим. В 1471 – 1484 годах он возглавил мастерскую, производившую скульптурные надгробия для деятелей папского престола. Его успех на этом поприще был огромен. Тогда же Бреньо увлёкся изучением античной скульптуры и сам стал одним из первых её коллекционеров.
Андреа Бреньо был открыт сотрудничеству с другими знаменитыми итальянцами, часто работал вместе с известным флорентийцем, живущим в Риме, Мино да Фьезоле. Последний шедевр Андреа Бреньо – алтарь Пикколомини в Дуомо Сиены. Мастер работал над ним несколько лет, но не успел закончить. Четыре статуи святых для алтаря – Петра, Павла, Пия и Грегорио выполнил Микеланджело Буонарроти (1503 – 1504). Андреа Бреньо умер в Риме в 1506 году. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва установлен мраморный бюст мастера с эпитафией.
Автор текста: Марина Румянцева.