Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
В центре образа – Христос Пантократор в традиционном сине-зеленом гиматии и красном хитоне, с именословно благословляющей десницей и Евангелием в шуйце, открытом на начальных словах Нагорной проповеди. Справа от Христа – Богоматерь в моленном обращении и со свитком с молитвой «Владыко многомилостиве...». Её облачение отличается редким изображением красного плата, накинутого поверх капюшона мафория. Слева – св. Иоанн Предтеча в косматой милоти – одежде из верблюжьей шкуры. Он указует на чашу с Агнцем – младенцем Христом, лежащим в ней – и держит в шуйце свиток с текстом «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира...».
Деисус – «моление» в переводе с греческого - сцена предстояния Христу персонажей Священной истории в молении за человеческий род. Композиция сформировалась в Византии задолго до крещения Руси. Окончательную форму Деисусные чины приобрели в первой половине XVв., в связи с формированием на Руси многоярусного иконостаса.
На представленной иконе традиционный трехфигурный Деисус с Христом, Богоматерью и Иоанном Предтечей. Иконография образа имеет некоторые отличия от распространенной. В частности, обращает на себя внимание изображение Иоанна Предтечи в образе Ангела Пустыни. Эта иконография основывается на новозаветных толкованиях пророчеств Исайи ("глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему") и Малахии ("вот я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною"). Отдельные иконы на этот сюжет – не редкость, особенно в синодальную эпоху, когда «Ангел Пустыни» сделался одной из основных тем старообрядческого иконописания, в связи с присущими этой иконе дидактической направленностью и эсхатологическим пафосом. Однако в Деисусные чины подобный образ вводился редко в связи с тем, что его нравоучительное содержание не отвечало строгой программе Деисуса, предполагающей именно молитвенную функцию всех изображенных. Если на данной иконе Богоматерь обращена к Христу и её роль заступницы выражена молитвенным жестом и текстом на свитке («Владыко многомилостивый…»), то Иоанн, десницей указующий на Агнца в чаше, а шуйцей на текст «Се Агнец Божий», обособлен от основной догматической задачи иконы. В то же время, присутствие «Ангела Пустыни» сближает икону с другим, гораздо более редким сюжетом «Предста Царица одесную Тебе».
Эта композиция восхваляет Христа и Богоматерь как Царя и Царицу небесных: все три персонажа изображаются в царских венцах, а Богоматерь, кроме того, покрыта платом и нередко сопровождена крыльями, как и Предтеча. На представленной иконе царских атрибутов нет, однако плат на голове Марии вкупе с образом крылатого пророка может являться мотивом композиции «Предста Царица». Надо заметить, что плат Марии не традиционно светлый, а красный – чрезвычайно редкая деталь, придающая иконе определенный коллекционный статус.
История образа.
Икона исполнена в характерной в основном для XVIIIв. манере провинциальных памятников, где ярко выраженный архаизм и традиционность в разной степени видоизменены влиянием стиля барокко. На данной иконе столичной вкус заметен в моделировке ликов. Плавное и мягкое вохрение создает небольшое, но отчетливое впечатление объема. Резко выделенные белки глаз придают ликам дополнительное «живоподобие», что, в сочетании с традиционной условностью письма, наделяет образ особой двойственной выразительностью, столь характерной для многих икон послепетровского времени. Колорит иконы, сочетающий розовый и бирюзовый оттенки, также свидетельствует о создании этого, в целом еще традиционного, памятника в эпоху рококо. Вместе с тем, новаторские цветовые сочетания даны умеренно, не разрушая сдержанный и несколько сумрачный цветовой ритм иконы. В традиционной манере, плоскостно и орнаментально, созданы одеяния персонажей. Красноватый «приплеск» на чёрной отделке крыльев и милоти Иоанна – имитация цветных лаков, в совершенстве применявшихся мастерами Поволжья в допетровское время. Нарядно и грубовато исполненные тексты, опуши, обводки, инициалы, ассиметрия нимбов – признак провинциальности, обычно связываемой с северными регионами. Баланс архаики и новизны в элементах стиля позволяет датировать икону серединой XVIII столетия.
Икона является памятником середины XVIIIв. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.
Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».