Икона Божией Матери «Прибавление ума» - Оружейные мастерские, рук. Симон Ушаков

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Иконописная школа/ автор: Оружейные мастерские, рук. Симон Ушаков
Местонахождение: Россия, Москва, пр-т Мира, 130, Церковь во имя иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском
Название иконы: Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Время создания: Начало ХVIII века

Описание иконы.

Один из списков почитаемой в Православии иконы Божией Матери «Прибавление ума (Ключ разума)» ХVIII века, хранящийся в Алексеевской церкви Тихвинской иконы Богоматери в Москве, представляет сюжет, не вполне традиционный для русской иконописи. Сама чудотворная икона, написанная неизвестным русским иконописцем по наущению самой Божией Матери в конце XVII века, какое-то время пребывала в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска, но потом бесследно пропала. Второй её чудотворный список находится в Покровском храме старинного русского города Тутаева.

Прообразом иконы «Прибавление ума», по мнению специалистов, является фигура Девы Марии, вырезанная из кедра и хранившаяся, до уничтожившего её в начале прошлого века пожара, в Доме Богоматери в итальянском городе Лоретто. Богоматерь Лоретская, по преданию, была сделана самим Апостолом Лукой. Святыня стала известна на Руси с XVI века, а сама икона написана в XVII веке, во времена раскола Русской Церкви. Точных сведений об иконографическом источнике нет, скорее это версии, с достаточно свободной трактовкой. Их мы рассмотрим в пункте «История иконы».

На иконе «Прибавление ума» фигуры Божией Матери и Иисуса изображены как бы спелёнутыми ризой (фелонью), символом защиты и несокрушимости Духа Святого. Над ними – арка, символизирующая Небесный град, и светильники. О царском достоинстве образов говорят венцы на их головах и держава в левой ручке Христа. По обеим сторонам Богоматери с Младенцем изображены ангелы с зажжёнными свечами, как на богослужении, наверху и внизу – херувимы.

К иконе Божией Матери «Прибавление ума» обращаются за помощью при решении важных дел, чтобы избежать помрачения рассудка, освободиться от душевных заболеваний. Родители молят её о даровании детям разума, духовного, в том числе, сами дети – об успешной учёбе. И ещё о многом: «…от смертного убийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров…».

День памяти (празднование) иконы — 15 (28) августа.

История образа.

История создания иконы имеет несколько версий. По одному из преданий, ее написал в XVII веке иконописец, который не мог уразуметь смысла никоновской реформы. Он так долго мучился раздумьями, что испугался потерять рассудок. Поэтому стал молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Скоро он получил и ответ на свою молитву — обещание сохранить его разум, если он напишет икону Царицы Небесной так, как Она ему явится. Иконописец изобразил явившийся ему образ Богородицы, который впоследствии и получил название «Прибавление ума».

Другой вариант легенды повествует, что икону написал психически нездоровый человек. Однажды он узрел образ Царицы Небесной, нигде им раньше не виданный, и решил изобразить его в виде иконы, хотя раньше даже не умел рисовать. Когда он закончил работу, то помолился новому образу об исцелении — и выздоровел.

Но ближе к истине, скорее всего, версия о том, что Лоретскую (Лоретанскую) Деву Марию в 1528 году видели в Италии послы великого князя Василия III. По этому образу, возможно, с подаренной им гравюры, впоследствии и была написана русская икона. И кедровая статуя, и святой домик Марии, наподобие назаретского, были привезены в Лорето из восточных земель, когда в XIII веке их стали захватывать турки.

Особенности иконописной школы.

Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, после расформирования иконного приказа. Иконная палата тогда же была приписана к Оружейной. Живописные работы возглавлял мастер Симон Ушаков, а во главе палаты стоял боярин Хитрово, тонкий ценитель искусства.

Школа иконописи Оружейной палаты, согласно уложению её руководителя, Симона Ушакова, «Слово к люботщателям иконного писания» (1667), придерживается принципов живописания, ведущих к разрыву с иконописной традицией предыдущей эпохи.

Это и разрушение плоскости, и ощутимая глубина перспективы, и телесная объемность фигур. Интерес к архитектурным и пейзажным фонам, к деталям одежд и обстановки. К 80-м годам XVII века получил большое распространение зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позема, который передавал воздушную среду. Ведущим в цветовой гамме стал красный цвет разных оттенков и насыщенности.

Начиная с середины XVII века, иконописцы применяют, в качестве образцов, сборники европейских гравюр, заимствуют новые иконографические сюжеты. Вероятно, мастера старались пробудить внимание молящихся, заставить их размышлять над изображением. Икона приобретает повествовательность и реализм. Уходит от аскетизма, ясности, символизма и лаконичности древнерусской живописи, предвосхищая появление светского искусства.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий