yandex

«Христова ночь» - Салтыков - Щедрин Михаил Евграфович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Христова ночь»
«Христова ночь»
Автор: Салтыков - Щедрин Михаил Евграфович
Жанр: Рассказ
Дата создания: 1886 г.

Описание произведения.

В «Христовой ночи» М.Е.Салтыкова-Щедрина автор создал пасхальный рассказ, в котором переплелись евангельские темы Воскресения Христова (Мф.28; Мк.16; Лк.24; Ин.20), Страшного Суда (Откр.4:2; Откр.20:4; Откр.3:21; Ис.66:15; Ис.6:1; Дан.7:10; Соф.2:2; Иоиль.3:12) и предательства Иуды (Мф.26:4; Мф.26:47; Лк.6:16; Мк.14; Лк.22:3; Лк.22:47; Ин.6:71; Ин.18:3; Ин.31:2; Ин.13:26; Деян.1:16; Мф.27:3). Открывается повествование описанием пейзажа, в котором доминантой звучит тема страдания и рабства: «Печать сиротливости, заброшенности и убожества легла и на застывшую равнину, и на безмолвствующий проселок. Все сковано, беспомощно и безмолвно, словно задавлено невидимой, но грозной кабалой». С началом пасхального благовеста мрак начинает рассеиваться, и картина оживает. На пасхальную службу идут люди. «Впереди шли люди серые, замученные жизнью и нищетою, люди с истерзанными сердцами и с поникшими долу головами. Они несли в храм свое смирение и свои воздыхания; это было все, что они могли дать воскресшему Богу». Далее автор описывает празднично одетых, радостных богатых, которые думают только о праздничном столе. Затем наступает тишина и все замирает в ожидании Чуда. С восходом солнца является воскресший Христос. «Воскрес Бог и наполнил собой вселенную. Широкая степь встала навстречу ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд». Первой прославляет воскресение Христово природа, звери и птицы.

Затем перед читателем разворачивается сцена суда, предваряющего Страшный Суд. Воскресший Бог так обращается ко всем страдальцам: «Я разорвал узы смерти, чтобы прийти к вам, слуги мои верные, сострадальцы мои дорогие! Я всегда и на всяком месте с вами, и везде, где пролита ваша кровь, — тут же пролита и Моя кровь вместе с вашею. Вы чистыми сердцами беззаветно уверовали в Меня, потому только, что проповедь Моя заключает в себе правду, без которой вселенная представляет собой вместилище погубления и ад кромешный. Люби Бога и люби ближнего, как самого себя — вот эта правда, во всей ее ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начетчикам, а именно вам, простым и удрученным сердцам. Вы верите в эту правду и ждете ее пришествия». Далее Господь вспоминает, что сострадание к людям и скорбь наполняли Его сердце в Гефсиманском саду и предрекает страдальцам новую жизнь в Царстве света, добра и правды. Предостерегая от лжи, призывая сохранять сердца чистыми и простыми, Христос благословляет народ: «Мир вам!».

С обличением обращается Христос к богатым, к мироедам и неправедным судьям. Жажда власти и страсть сребролюбия поглотили их души. Но и для них не закрыт путь к покаянию. «Во имя моего воскресения я и перед вами открываю путь к спасению. Этот путь — суд вашей собственной совести. Она раскроет перед вами ваше прошлое во всей его наготе; она вызовет тени погубленных вами и поставит их на страже у изголовий ваших. Скрежет зубовный наполнит дома ваши; жены не познают мужей, дети — отцов. Но когда сердца ваши засохнут от скорби и тоски, когда ваша совесть переполнится, как чаша, не могущая вместить переполняющей ее горечи, — тогда, тени погубленных примирятся с вами и откроют вам путь к спасению. И не будет тогда ни татей, ни душегубцев, ни мздоимцев, ни ханжей, ни неправедных властителей, и все одинаково возвеселятся за общею трапезой в обители моей. Идите же и знайте, что слово мое — истина!».

Затем в стороне леса, где заалел восток, появляется фигура повешенного. Это Иуда, предавший Христа. Ему закрыт путь ко спасению. Он проклят. Но в фантазии Салтыкова-Щедрина не адские муки ожидают Иуду. Христос за предательство приговаривает его на жизнь среди людей, на скитание. «Ты будешь ходить из града в град, из веси в весь и нигде не найдешь крова, который бы приютил тебя. Ты будешь стучаться в двери — и никто не отворит их тебе; ты будешь умолять о хлебе — и тебе подадут камень; ты будешь жаждать — и тебе подадут сосуд, наполненный кровью преданного тобой. Ты будешь плакать, и слезы твои превратятся в потоки огненные, будут жечь твои щеки и покрывать их струпьями». В финале Иуда берет посох и отправляется в путь. И до сей поры, он ходит по миру, раздор и смута сопутствуют ему.

Сам автор в подзаголовке называет «Христову ночь» преданием. Более точно это произведение было бы назвать фантазией на христианскую тему. Православная Церковь всегда свято хранила не только сам текст Священного Писания. Предание, то есть то, что передавалось от одного поколения христиан другому, включает и определенное Святыми Отцами понимание евангельских образов и событий. Салтыков-Щедрин слово «предание» в данном случае употребляет в его светском понимании, как синоним легенды. В «Христовой ночи» писательские фантазии переплетены с христианскими истинами. В чем-то автор оказывается близок к православному толкованию Священного Писания, а где-то он полностью расходиться с Православием.

Когда Христос говорит о чистоте сердца, об униженных и оскорбленных, о покаянии грешников, о Царстве небесном, то автор оказывается близок к православному мировоззрению. Однако об аде он говорит только образно, относя его к этой земной жизни. Кроме того, писатель совершенно игнорирует дьявола, как источник зла. Но наиболее явные искажения православного учения мы встречаем в трактовке Салтыковым-Щедриным образа Иуды. За что проклят Иуда? В понимании писателя за предательство. Но, ведь и апостол Петр предал Христа. Почему же один осужден навеки, а второй оправдан. Как выражает православное учение об Иуде толкователь Евангелия Феофилакт Болгарский, он осужден за отчаяние и самоубийство: «Раскаивается (Иуда), но не верит в Божье прощение. Сознаться - хорошо, но удавиться - дьявольские дело. Не перенося бесславия в будущем, сам себя лишает жизни, тогда как надлежало ему плакать и умолять Преданного». Осуждение Иуды на вечное скитание вновь выявляет неверие писателя в загробную жизнь и ад. Здесь Салтыков-Щедрин вплетает в повествование апокрифическую легенду об Агасфере, «Вечном жиде», отказавшем в помощи Христу, шествующему на Голгофу, и осужденного за это на вечные скитания до Второго Пришествия Христова.

История создания.

Рассказ «Христова ночь» входит в цикл из 32 сказок, основная часть которых написана М.Е.Салтыковым-Щедриным в конце жизни, в 1880-е годы. Первая публикация этой сказки датирована 7-м сентября 1886 года. Однако в марте, в одном из писем, писатель рассказывает о том, что пишет сказку для пасхального номера «Русских ведомостей», но признается, что вряд ли успеет к сроку. По мнению исследователей, речь шла именно о «Христовой ночи», единственном посвященному Пасхе произведению цикла. Также в письмах писателя сохранилось разрешение на перевод сказки на немецкий язык.

В воспоминаниях близкого друга Салтыкова-Щедрина, Логина Пантелеева, сохранился интересный отзыв о произведении знаменитого художника В.В.Верещагина: «Ему, как художнику, особенно понравилось самое начало — картина природы, а маленький штрих — «на темном фоне ночи вырезались горящие шпили церквей», положительно привел его в восторг. — Вот никак не думал, что у сатирика была такая способность к художественному восприятию внешних явлений!». Сказка «Христова ночь» после первой публикации вошла в список девяти сказок, запрещенных цензурой к печати.

Отношение автора к вере.

Миф о том, что М.Е.Салтыков-Щедрин был атеистом, создан советскими литературоведами. Он воспитывался в православной семье, получил религиозное воспитание. В имении Салтыковых была домовая часовня. Отец писателя много сил и средств отдавал на строительство храмов.

В автобиографической книге «Пошехонская старина» устами главного героя, Никанора Затрапезного, писатель так передал свой личный опыт соприкосновения с евангельской истиной: «Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот. Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня... Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания». Всю свою жизнь и талант Салтыков-Щедрин посвятил литературе и обличению социальных недостатков, несправедливости властей и страданиям простого человека. Так в его творчестве воплотилась вторая заповедь о любви к ближнему. Именно Евангелие, прочитанное в детстве, открыло ему всю глубину человеческого страдания и путь служения ближнему.

В очерке «Христос воскрес!» Салтыков-Щедрин так описывает свое проживание Пасхи: «И я тоже с каким-то особенным, давно непривычным мне чувством радости выслушал утреню и вышел из церкви, вынося с собою безотчетное и светлое чувство дружелюбия, милосердия и снисхождения. «Христос воскрес!», — думал я. — Он воскрес для всех; большие и малые, иудеи и еллины, пришедшие рано и пришедшие поздно, мудрые и юродивые, богатые и нищие — все мы равны пред его воскресением, пред всеми нами стоит трапеза, которую приготовила победа над смертью». Однако, вера Салтыкова-Щедрина была не тверда, она не принесла ему утешения при столкновении с лежащем во зле мире. Увлечение писателя антихристианской литературой, французскими утопистами Сен-Симоном, Фурье и сочувствие идеям петрашевцев не прошло для души бесследно. Произведения Салтыкова-Щедрина полны горечи и сострадания, но это сострадание человека, который бессилен что-либо изменить, который жаждет торжества справедливости здесь, в земной жизни. Делом своей жизни Салтыков-Щедрин избрал служение Отечеству и обличение несправедливости мира в своем творчестве. Он видел зло везде, но не замечал добра.

Не найти у Салтыкова-Щедрина русских праведников, чистых душ, молитвенников. Тех, кто силой веры спасая свою душу, светом добра и любви преобразует все вокруг. Нет такого святого человека в творениях писателя, но Бог дал ему встретить праведника в реальной жизни, на самом ее закате. По свидетельству сына писателя, за два месяца до смерти Салтыкова-Щедрина посетил отец Иоанн Кронштадтский, прославленный Православной Церковью как святой. Тяжело больной писатель долго беседовал с о. Иоанном. Что произошло за закрытыми дверьми между писателем и батюшкой, никто из домочадцев так и не узнал. «Затем, -вспоминает сын Салтыкова-Щедрина, - батюшка попросил поставить посередине гостиной столик с иконой, поставил папу на колени и начал читать молитву. Читал он ее невнятно, порывисто, особенно ударяя на некоторые слова, как бы споря с кем-то невидимым. Это чтение производило какое-то жуткое впечатление на нас, тоже благоговейно опустившихся на колени. Наконец о. Иоанн закончил свою молитву и, дав отцу приложиться к св. кресту, пригласил и всех бывших в квартире сделать то же самое». Есть надежда, что в конце жизни писатель обрел покой, что умер Салтыков-Щедрин как настоящий христианин, причастившись Святых Христовых Тайн.

Биография.

В 1826 году, в имении коллежского советника Евграфа Салтыкова родился шестой ребенок. Мальчика нарекли Михаилом. Начальное образование дети Салтыковых получали дома. В 10 лет Миша Салтыков поступил в Московский дворянский институт, но через два года, благодаря проявленным незаурядным способностям, был принят в знаменитый Царскосельский лицей. По окончании лицея будущий писатель поступает на государственную службу в Военное Министерство. Публикация отличавшихся вольнодумными идеями «Противоречий» и «Запутанного дела», а также посещение «пятниц» кружка петрашевцев, привели к тому, что молодого чиновника отправили в служебную командировку в Вятку. Сам он воспринимал ее как ссылку. Здесь он встретил свою супругу. Семь лет прослужил Михаил Салтыков в Вятке, заслужив репутацию честного чиновника, не берущего взяток. Псевдоним Щедрин, по одной из версий, также имеет вятское происхождение. Такую фамилию носил старообрядец, дело которого вел будущий писатель. Творческим итогом вятской ссылки стал сборник, опубликованный под названием «Губернских очерков».

С 1858 года, в течение 10 лет Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает высокие посты вице-губернатора Рязани, потом Твери, председателя Казенной палаты в Пензе и Туле. В это же время он много публикуется в журналах «Современник», «Московские ведомости», «Библиотека для чтения». Все эти годы чиновник мечтал оставить службу и полностью посвятить себя литературе, но долгое время этим мечтам не суждено было реализоваться. В 1862 году крахом закончилась попытка основать собственный журнал. Попытка уйти со службы и жить только на гонорары писателя также не удалась. Только в 1868 году, в чине действительного тайного советника, М.Е.Салтыков-Щедрин уходит в отставку. В 1877 году сбылась еще одна мечта писателя, он возглавил журнал «Отечественные записки». Когда спустя семь лет журнал был закрыт, это стало жизненной трагедией Салтыкова-Щедрина. Однако он продолжает много писать. В 1880 году выходит его роман «Господа Головлевы», в 1886 - цикл сказок, в 1889, в последний год жизни писателя, опубликован его автобиографический роман «Пошехонская старина». Умер М.Е.Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 года.

Составитель текста: Яфанова Марина Андреевна.



Оставить комментарий