Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В данном произведении Тинторетто обращается к сюжету, рассказанному в Евангелии от Луки: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». (Лк.10:38-39).
Действие разворачивается внутри дома, который в большей степени напоминает не иудейское, а венецианское жилище. Одежды присутствующих дам также соответствуют моде эпохи конца 16 века. Такой подход объясняется тем, что художник желал приблизить библейский сюжет для понимания его современниками. Фигуры Марфы и Марии зрительно противопоставлены друг другу. Марфа облачена в черное платье, что свидетельствует о тяжёлой повседневной работе и мирских заботах. Наряд Марии выполнен в ярких алых и небесно-голубых цветах, что соотносится с радостью познания божественной истины. Кажется, что все мирское и суетное умерло для неё в этот момент. Девушка абсолютно искренна в своем стремлении понять Божественное слово. Однако Марфа пытается прервать беседу, в ее строгом жесте руки и взгляде читается немой укор мнимой праздности Марии.
Евангелие повествует о том, что Марфа была не в силах скрыть свое раздражение и обращает свой укор даже не сестре, но Христу: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40). Желая угодить учителю и хорошо принять Его в своем доме, Марфа на миг отстраняется от главной заповеди - любви к ближнему и пониманию того, что каждое творимое дело должно совершаться не из понуждения, но из любви. Вместо того, чтобы исполнить просьбу Марфы, Христос защищает выбор Марии: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:42). В дальнейшем евангельские образы этих женщин стали воплощать два образа христианский жизни: деятельный, активный, спешащий делать добро и созерцательный, молитвенный, сосредоточенный на внутреннем мире. Духовная жизнь ведёт человека к Богу – сплетённые пальцы Христа похожи на круг, символ бесконечности, и напоминают о бесконечности Бога.
История создания
Полотно имеет внушительные размеры (200 на 132 см) – картина, скорее всего, создавалась для храма. К сожалению, кто именно был заказчиком, неизвестно. Позднее картина оказалась в Германии – вероятно, была подарена Доминиканской Церкви Аугсбурга семейством Вельсер.
Отношение автора к вере
Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто был добрым христианином. Будучи заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. Несмотря на то, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.
Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитве – художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли его современников.
Биография
Якопо Робусти родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, поэтому его сына прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик».
У Якопо рано проявились незаурядные художественные способности, и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, осознав, что этот талантливый юноша может стать для него соперником. По другой версии знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.
Несмотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.
Его становление как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо святого Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.
В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.
Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.
Автор текста: Светлана Королева.