Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В данном произведении Корнелис Энгелбрехтсен обращается к сюжету, рассказанному в Евангелии от Луки: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк.10: 38-39).
Художник поместил действие евангельского повествования в антураж современного ему голландского дома. Обе комнаты заполнены людьми, в дальней зале апостолы беседуют с желающими узнать Слово Божие. Центром композиции является младшая сестра Лазаря - Мария, сидящая у ног Иисуса. Она изящно одета, а лицо Марии говорит о детской искренней вере, которая так дорога Господу. У левого края художник изобразил Христа в темном простом хитоне, символизирующим будущие великие страдания Его земного пути. Согласно трактовке искусствоведов, рядом со Спасителем сидит Дева Мария. Она неотрывно смотрит на своего сына- так художник передал образ непрестанного молитвенного заступничества Богоматери за людей. В левом верхнем углу через оконные проемы Энгелбрехтсен показал дали голландского пейзажа.
История создания
Сюжет посещения Христом дома Марфы и Марии был очень популярен в голландской живописи XV-XVI веков. Корнелис Энгелбрехтсен через узнаваемые ежедневные образы раскрывает важные нравственные и богословские истины евангельского сюжета. Недаром исследователи творчества художника называют его строгим моралистом. Для современников художника символическое значение деталей имело большое значение. Например, стеклянные сосуды, могли говорить о хрупкости и скоротечности человеческой жизни, а собака означает верность, бдительность, охрану, а могла быть даже аллегорией «доброго пастыря».
Отношение автора к вере
Биографы считают, что творческий путь Корнелиса Энгелбрехтсена начался в монастыре святого Иеронима близ Лейдена, где он обучался живописи. Первая проданная картина, согласно архивным документам, была выполнена по заказу этого же монастыря. Такая тесная связь художника с центром христианской духовной жизни наложила свои отпечаток на дальнейшую творческую жизнь Корнелиса. Основной темой его работ были религиозные сюжеты и алтарные композиции. Корнелис почти не интересовался итальянскими веяниями в живописи, считая сложившиеся каноны достаточными для выражения библейских истин.
Талант и трудолюбие художника принесли ему заслуженную славу среди соплеменников. Энгелбрехстен был состоятельным человеком и имел многочисленных учеников. Исследователи творчества замечают, что он предоставлял широкую свободу творческой фантазии своим подопечным, из которых двое приобрели мировую известность.
Биография
Корнелис Энгелбрехтсен родился 1462 году в нидерландском городе Лейден. Первое упоминание о Энгелбрехтсене как о художнике в городских архивах относится к 1482 году, где содержатся сведения о продаже художником картины монастырю святого Иеронима вблизи Лейдена. Некоторые исследователи творчества художника предполагают, что он обучался живописи в этом монастыре; по другой версии в Брюсселе или Антверпене. Среди возможных учителей называются имена фламандца Колина де Котера, последователя Рогира ван дер Вейдена.
По сложившейся традиции той эпохи Энгелбрехтсен не подписывал свои работы на религиозные сюжеты. Карел ван Мандер упоминает три алтарные композиции художника, две из них сохранились полностью, от третьей дошли боковые створки: триптих «Оплакивание Христа» (1508), триптих «Распятие Христа» (1515 - 1518), триптих «Откровение Святого Иоанна» (1520). Также Карел ван Мандер упоминает алтарный складень с «Поклонением волхвов». В последнее время художнику приписывается несколько портретов, среди них портрет Яна ван Эдена (1525) раньше считавшийся работой Яна Госсарта. Этот портрет входит в серию из девяти портретов, изображающую членов Иерусалимского братства в Утрехте. Картины художника сильно пострадали во времена иконоборческого движения, а уцелевшие магистрат Лейдена разместил в ратуше в знак признания заслуг Энгелбрехтсена перед городом.
В 1487 году художник женился на Элисбет Питерсдр. В этом браке на свет появилось шестеро детей, трое его сыновей также стали художниками.
Последние шесть лет своей жизни Корнелис был частично парализован. Точная дата смерти художника неизвестна, её предполагают между 11 февраля и 26 августа 1527 года.
Автор текста: Северинова Ольга.