«Христос и сотник из Капернаума» - Веронезе Паоло
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
На полотне Веронезе изображена евангельская сцена, в которой сотник, римский офицер, пришел к Христу просить об исцелении своего любимого тяжелобольного слуги. По рассказу Ев. Матфея, сотник лично подошел к Иисусу, тогда как, согласно повествованию Луки, он говорил со Христом через Иудейских старейшин. Очевидно, что композиционно картина Веронезе опирается на текст апостола Матфея: «…Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры…». (Мф. 8:5-10).
Действие разворачивается на фоне итальянского архитектурного пейзажа. Персонажи поделены на две группы: слева – Иисус, Его апостолы и другие последователи, изображенные босыми, справа – солдаты в дорогих доспехах, пытающиеся поднять своего командира с колен. Центром композиции является сотник. Командир римского гарнизона, получающий свою власть от вышестоящих военачальников и знающий, что она - неоспорима, верует, что в духовном мире источник силы есть Бог и Он непререкаемо властвует над жизнью и смертью всего живого. Сотник транслирует это миропонимание новому, юному поколению и своим примером призывает склониться перед Господом. Несмотря на всю театральность решения данной сцены, она производит жизнеутверждающее эмоциональное впечатление.
История создания.
Известно, что данное полотно изначально было приобретено знаменитым графом Арунделем и некоторое время хранилось в его коллекции. Этот благородный род - один из старейших в Великобритании и на момент создания картины данный титул носил Филипп Говард, впоследствии ставший святым Римско-Католической Церкви. У графа Арундела картину приобрел Луис Мендес де Аро – испанский дворянин, ближайший придворный Филиппа II, наследника древней династии Габсбургов.
Очевидно, что все эти благородные и очень состоятельные люди, будучи защитниками своих подданных и христиан, отлично понимали, какое послание заключено в живописном творении Паоло Веронезе и ценили его идею. Какого бы высокого звания ни был человек, его жизнь была и остается в руках Господа. Следует принимать этот факт и уповать на милость Его, доказывая это своим личным христианским примером служения людям.
Отношение автора к вере.
Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.
В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Все они заняты более важными делами – поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета – весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.
Биография.
Паоло Веронезе, чье настоящее имя - Паоло Кальяри, родился в 1528 году в итальянской Вероне, в семье каменотеса Габриеля и его жены Катерины, у которых он был пятым сыном.
Вероятно, художественные способности у Паоло проявились рано. Первоначально он учился у архитектора Микеле Сан Микеле, но эта профессия ему не понравилась. Вскоре он перешел в мастерскую художника Антонио Бадиле, который к тому же являлся ему дядей.
В 1550-х годах Веронезе уже занимался монументальной живописью, считался мастером стройной композиции и непревзойденным колористом. Вскоре его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.
До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после получил заказ расписывать церковь Святого Себастьяна и опять отправился в Венецию.
Творческая деятельность художника в этом городе произвела необычайный фурор. Веронезе расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения очень впечатляли современников.
В 1560 году, будучи в Риме Веронезе познакомился с произведениями Микеланджело и Рафаэля.
В 1566 году он женился на дочери своего дяди и учителя Антонио Бадиле. Паоло оказался заботливым и любящим отцом своих 4 детей и одного из сыновей он назвал в честь своего отца - Габриелем.
В 1580-х Веронезе приобрел имение, где поселился с женой и детьми, но уже вскоре заболел воспалением легких.
19 апреля 1588 года Паоло Веронезе скончался в Венеции и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.
Автор текста: Светлана Королева.