Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Текст.
Jesu, meiner Freuden Freude
Jesu, meines Glaubens Licht,
Jesu, meiner Seelen Weide,
Jesu, meine Zuversicht.
O wie kömmt dein Name mir
So gewünscht und lieblich für
Dein Gedächtniss, Jesu, machet,
Dass mein traurig's Herze lachet.
Иисусе, радостей всех радость,
Иисусе, веры моей свет!
Ты – пажить сердца, Иисусе,
Ты – упование моё!
Сколь вожделенно и прекрасно
святое имя мне Твоё!
Памятованье об Иисусе
возвеселяет скорбный дух.
Jesu, meiner Seelen Wonne,
Jesu, meine beste Lust,
Jesu, meine Freudensonne;
Jesu, dir ist ja bewußt,
wie ich dich so herzlich lieb‘,
und mich ohne dich betrübt‘;
d‘rum, o Jesu, komm zu mir
und bleib‘ bei mir für und für.
Иисусе, Ты – души блаженство,
Ты – счастье высшее моё,
Ты – солнце радости, Иисусе!
Тебе, Иисусе мой, известно,
как я стремлюсь к Тебе сердечно,
как я страдаю без Тебя!
Приди ж ко мне, о Иисусе,
со мною непрестанно будь!
Описание произведения.
«Jesu, meiner Freuden Freude» (Иисусе, радость всех радостей) – славословный хорал И.С.Баха на слова старинного немецкого гимна, посвященный Господу Иисусу Христу. Произведение торжественного характера для хора и инструментального ансамбля или органа предназначено для самостоятельного исполнения по подобию антемов Г.Ф.Генделя. Поэзия, опираясь на строки Священного Писания об Иисусе Христе, подобно акафисту Иисусу Сладчайшему в православной традиции, называет Спасителя мира радостью, светом, утешением, испрашивая непрестанного присутствия Бога в жизни.
И.С.Бах написал для хорала в исполнении хора мальчиков простую, лаконичную, но трогательную мелодию – детские сердца, просящие милости в молитве и славословии Бога не оставляют равнодушными слушателей произведения и пробуждают к молитве и духовной жизни взрослых, отвлеченных суетой мира.
История создания.
И.С.Бах впервые представил свой хорал «Jesu, meiner Freuden Freude» в Лейпциге в главной городской церкви Томаскирхе. Композитор очень ценил немецкую поэзию средневековья и прекрасно знал Священное Писание, что позволяло ему выбирать тексты для своих сочинений наполненные глубоким духовным смыслом и прямыми отсылками к Священному Писанию. Его желание популяризации через музыку вечных библейских истин, было близко многим соотечественникам, поэтому все сочинения переписывались и исполнялись неоднократно в других местах. В XIX веке было издано первое собрание сочинений композитора, а c середины XX лучшие коллективы мира постарались увековечить произведения композитора в записях. До настоящего времени известность И.С.Баха только росла и все большее количество людей задумывается о смысле жизни, слушая сочинения из далекого XVII века. Это немало, если учесть, что «мир» отворачивается от Евангельских истин, попирает нравственность и духовность, поэтому произведения И.С.Баха актуальны всегда.
Отношение автора к вере.
И.С.Бах родился в семье церковных органистов и музыкантов в нескольких поколениях по линии отца Иоганна Амброзиуса Баха. Дяди и отец обучили юного композитора всем премудростям музыкальной науки. Безусловно, это была благочестивая христианская семья – Иоганн Себастьян был самым младшим ребенком и о нем заботились старшие братья, особенно это касалось обучения. После смерти родителей в возрасте десяти лет юный композитор поселился у старшего брата Иоганна Кристофа, который был органистом церкви св. Михаила в Ордруфе. Иоганн Кристоф обучил младшего брата премудростям церковной композиции ,игре на клавикордах (скрипку он освоил еще под руководством отца) и познакомил его с произведениями лучших композиторов. Такое серьезное «домашнее» обучение и подготовка позволили И.С.Баху поступить в престижную школу Святого Михаила в Люненбурге, где он за два года получил лучшее и полнейшее образование, необходимое церковному органисту под руководством известного Георга Бема. Бем уделял большое внимание талантливому ученику и даже позволял ему играть на знаменитом органе в Церкви святого Иоанна, где был органистом. Самым тщательным образом И.С.Бах готовился к величайшему призванию своей жизни – быть композитором церковной музыки. Он слушал лучших органистов и собирал знания, а также сам много трудился над переписыванием нот, а впоследствии над сочинениями. Своей жизнью он исполнил призыв псалмопевца Давида:
«Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». (Пс.150).
Биография.
И.С. Бах родился в семье музыканта И.А. Баха и М.Э. Ламмерхит 21 марта (31н. ст.) 1685 года в городе Айзенахе, столице герцогства. Отец композитора был директором городских музыкантов и преподал сыну первые уроки теории музыки и обучил игре на скрипке. Впоследствии, когда в возрасте десяти лет Иоганн Себастьян осиротел, он переехал к брату и продолжил обучение музыке и композиции. С пятнадцати и до семнадцати лет юный Бах обучался в школе органистов в Люненбурге, где также обучались дети из аристократических семей северной Германии. Бах сделал большие успехи за время обучения в школе и по окончании получил место органиста в Тюрингии, где служил в нескольких соборах до 1723 года.В Мюльхаузене композитор получил очень хорошие условия и в 1706 году женился на кузине Марии Барбаре Бах. В 1720 году супруга композитора внезапно умерла, а в 1721 году он женился на Анне Магдалене, которая выступала, как сопрано при Кетенском Дворе.
Благодаря накопленному опыту, композитор в 1723 году получил место в Томаскантор (знаменитый хор мальчиков) Лейпцига и писал церковную музыку для главных церквей города и студенческого ансамбля университета «Коллегиум Мьюзикум». В 1726 году композитор впервые опубликовал часть своих сочинений, а через десять лет получил титул «придворного композитора» от курфюрста Саксонии и короля Польши Августа.
В 1750 году Иоганн Себастьян Бах вынужден был обратиться за медицинской помощью в результате ухудшения зрения, а затем и наступлении слепоты и из-за неудачно сделанной операции и осложнений после нее композитор умер в возрасте 65 лет. Хирург Джон Тейлор, сделавший операцию, впоследствии был признан шарлатаном – он своими действиями навредил очень многим людям, в том числе Г.Ф. Генделю.
Композитор оставил после себя богатейшее наследие, и сегодня нет в мире человека, которому неизвестно было бы это имя, но не всегда было так. Могила композитора более 100 лет была безымянной, а его прижизненная слава и признание померкли перед модными музыкальными течениями, но с XIX века сочинения И.С. Баха, как и его жизнеописание, стали интересовать многих именитых музыкантов и исследователей. Вплоть до настоящего времени музыка композитора становится все более популярной и известной, ее исполняют на фестивалях и конкурсах и даже существуют целые школы аутентичного звучания, стремящиеся точно отобразить лучшие творения композитора. Величайший талант смог приумножить И.С. Бах, как в церковной, так и в светской музыке, запечатлев свое имя на золотых скрижалях истории.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.