«Херувимская песнь» - Гречанинов Александр Тихонович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Херувимская песнь»
«Херувимская песнь»
Автор: Гречанинов Александр Тихонович
Произведение: «Херувимская песнь»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1897 г.
Стиль:духовное произведение

Описание произведения.

«Херувимская песнь» является частью Божественной литургии, её создание относят к VI веку н.э. Авторство текста песнопения неизвестно, но установлено, что написана «Херувимская песнь» была в Византии. Состоит она из двух частей, первая поется до Великого входа, она более медленная; вторая часть – после Великого входа,поется в более живом темпе.

Главный призыв к верующим, звучащий в песнопении, заключается в том, чтобы уподобиться херувимам, отложить все мирские дела и заботы и вознести хвалу Господу, достойному всей чести и славы. Мы предстоим в храме так же, как ангелы на небесах, подобно небесным созданиям славословим Бога на земле. Исполнение «Херувимской песни» во время Литургии является одним из самых торжественных и сокровенных моментов.

Существует несколько вариантов данного песнопения, один из которых был положен на музыку композитором Александром Тихоновичем Гречаниновым.

История создания.

Из-под руки А. Т. Гречанинова вышло несколько Литургий, частью которых являлась «Херувимская песнь». Самая первая относится к 1897 г. Известно, что написанную молодым композитором «Херувимскую» отец одной из его учениц передал знакомому регенту. Предполагалось, что песнопение будет исполнено во время богослужения в Архангельском Кремлевском соборе. Однако вместо этого для исполнения было выбрано песнопение Дмитрия Бортнянского. Гречанинову было непросто пережить этот момент. «Стоит ли мне мечтать о композиторской карьере? – вопрошал он. – Не заделаться ли мне заурядным учителем музыки?».

Литургия № 1 – первое крупное произведение композитора, написанное в духовном жанре. Она состоит из тринадцати частей и в целом соответствует тенденциям русской церковной музыки XIX столетия, однако, в ней присутствуют и самобытные черты. «Херувимскую песнь» Гречанинов сочинил совсем не в характерной для его духовной музыки манере. Музыка этого песнопения красива и, кроме того, в ней воплощен канонический принцип единства всего песнопения, без резкого контраста между первой частью «Иже херувимы» и второй «Яко да Царя», встречающейся в церковной музыкальной традиции с XVIII века. Автор считал её «шагом вперёд в нашей духовной музыке после Литургии Чайковского», но в целом не был удовлетворен своим произведением, «не видел в ней себя». Поэтому была написана следующая Литургия в 1902 г., в которой «Херувимская песнь», с её «бесконечной мелодией», прерывающейся только на гранях строф, очаровывает своей лирической распевностью.

В Литургии № 3, «Демественной», композитор отходит от традиций русского православного пения, используя инструментальный аккомпанемент. Последнее сочинение Гречанинова в этом жанре – четвёртая Литургия – вновь создана для хора a capella. Композитор мыслил её, как произведение, предназначенное не для концертного, а для богослужебного исполнения.

Отношение автора к вере.

«Обращением к Богу только и можно поддерживать свет, который светит нам в жизни; только путь, освещенный этим светом, может вести нас к совершенствованию» (из письма А.Т. Гречанинова жене, В.И. Гречаниновой, 22.03.1916 г.).

Александр Тихонович Гречанинов отличался глубокой и искренней верой в Бога. Христианство являлось для него не просто частью русской православной традиции, но было основанием его собственной духовной жизни. Это, разумеется, нашло свое отражение и в творчестве композитора. Немалая доля его сочинений посвящена церковной музыке. Но при этом и в светских произведениях Гречанинова прослеживались религиозные нотки.

Будучи гимназистом, Александр Тихонович пел в церковном хоре. Известно, что мелодией, которую он впервые самостоятельно подобрал на фортепиано, стала ектения. К богослужебным сочинениям он относился крайне трепетно, с особой тщательностью наблюдая, чтобы написанная им музыка гармонично ложилась на текст духовных песнопений.

На протяжении всей жизни композитор оставался верен православным музыкальным традициям. Гречанинов - редкий пример того, как божественный свет сопровождает человека весь земной путь.

Биография.


Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года. По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. Ученический период у Гречанинова сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет, зато он успел поучиться и в Москве, и в Петербурге - у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции провел три года — с 1890 по 1893-й.

В Москве у Гречанинова появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми - он начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом. Также он руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу разнообразной фортепианной и хоровой музыки. Большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.). В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич».

Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях. Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо признать музыку к «Снегурочке» Островского.

Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон.

С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года. Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

Автор текста:Абрамова Татьяна Викторовна.

Текст.

И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.

Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…

Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.

Перевод: …чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Оставить комментарий