Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Одной из притч, которыми Иисус Христос говорил народу, стала притча о Богаче и Лазаре :"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (Лк. 16:19-23). Далее говорится о просьбе богача облегчить его страдания и сообщить братьям на земле, чтобы они не попали в ад. Но обе просьбы оказались не выполнимы. Этим наставлением Господь призывает человека благоразумно распорядиться своей жизнью и окружающими обстоятельствами.
Картина Тербрюггена, иллюстрирующая притчу о Богаче и Лазаре, имеет сложное многофигурное композиционноепостроение. На втором плане, приглушенном тенью, стоит круглый стол, вокруг которого суетятся слуги с подносами. Сам богач в тюрбане из виссона и дорогой пурпурной порфире дает указания, его палец указывает на что-то невидимое зрителю. Совершенно никто не обращает внимания на больного и голодного человека, расположившегося прямо перед их глазами. Блюдо с огромной жареной рыбой стоящее перед богачом, отсылает мысль зрителя к знаменитой голландской пословице: "Жарить селёдку, чтобы поесть икры" , означающую "сорить деньгами".
Свет, идущий слева, ярко освещает больное и исхудавшее тело сидящего Лазаря. Две гончие принюхиваются к его ногам, перевязанным тряпицей. Сам Лазарь развернулся к юному слуге в щегольском берете с пером. Выражение его лица говорит, что он о чем-то умоляет юношу.
История создания
Картина "Богач и Лазарь" написана Хендриком Тербрюггеном в 1625 году. К этому времени художник известен как автор религиозных полотен, которыепринесли на родину живописный стиль Караваджо. Для живописи Тербрюггена характерны небольшие картины с изображениями фигур, занимающих почти всё пространство холста и единственным источником света. Полотно "Богач и Лазарь" отличается своим сложным композиционным решением.
Отношение автора к вере
Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.
Биография
Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.
В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.
Автор текста: Ольга Северинова.