Благовещение - Боттичелли Сандро
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Сюжет Благовещения описан в Евангелии от св. Луки, и его первые изображения появились в росписях римских катакомб II-III вв. К XII-XIII вв. выработалась иконография, когда Дева Мария помещалась в правой части фрески, а архангел Гавриил – в левой. Согласно тексту Священного Писания, архангел посетил Марию в доме Иосифа-обручника во время чтения Библии и обратился к ней со словами приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк.1:28). В данном случае герои Благовещения изображены в интерьере, но его детали сведены к минимуму. Фоном для персонажей являются тёмные, почти гладкие, створки дверей. Их верхние края соприкасаются с белёсыми, облачными небесами. На панели с архангелом вверху заметна маленькая фигурка Бога-Отца в золотистом хитоне, который наблюдает за сценой, являя своё божественное присутствие.
Дева Мария и Гавриил изображены в лёгком склонении друг к другу с руками, касающимися груди. Их изящные, удлинённые тела обёрнуты прихотливыми драпировками. Будущая Богоматерь придерживает свободный край синего, с золотой каймой, плаща. Архангел едва касается пола своими узкими ступнями, и его белый хитон завивается спиральными складками в каком-то изломанном, готическом ритме. У девушки в руке книга, а из-за головы небожителя выглядывает ветка белых лилий – почти обязательный атрибут, символ чистоты Марии.
Створки этого молельного образа, написанного в поздний период творчества, несут на себе следы пережитого художником глубокого духовного потрясения, когда его манера становится более линейной, а передача пластической формы – жёсткой. Искусствоведы считают, что именно рисунок здесь принадлежит самому мастеру, тогда как живописное исполнение – кому-либо из учеников. Сквозь красочный слой глухого тона дверей просвечивает рисунок предполагавшихся полуциркульных арок, что сближает композицию этого Благовещения с более ранними работами художника.
История создания
Доски с фигурами архангела Гавриила и Девы Марии, судя по их размерам, когда-то являлись створками складного переносного алтаря, который, возможно, был изготовлен для монастыря Сан-Марко во Флоренции. Эти створки могли располагаться по обе стороны от центрального алтарного образа (сейчас неизвестно – какого). По всей видимости, этому же алтарю принадлежали и две панели с изображениями святых, которые сейчас находятся в Эрмитаже. В XVI в. Дева Мария и архангел Гавриил были объединены в одну композицию одной общей рамой и уже в таком виде куплены в 1862 г. у одного флорентийского антиквара графом А. Строгановым, президентом Императорской Академии художеств. Первоначально фигуры были написаны на досках и только потом, став частью коллекции Строганова, переведены на холст. Вплоть до 1922 г. «Благовещение» находилось в Строгановском дворце-музее, после чего его передали в Эрмитаж, а в 1928 г. – в коллекцию музея изобразительных искусств в Москве.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворенности, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.