Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В Римской империи наказание бичеванием применялись к рабам или перед казнью преступников, совершивших тяжёлые преступления. Исследования Туринской плащаницы, которую отождествляют с погребальных пеленами Христа, показывают, что Иисусу было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.
О бичевании Христа с некоторыми различиями пишут три евангелиста - Матфей, Марк, Иоанн. "Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полки, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове" (Мф. 27:26-30)
Джованни Доменико Тьеполо показал Христа, стоящего у колонны и избиваемого тремя воинами. Мужчины расположены вокруг Иисуса, а их позы, жесты, развевающаяся одежда наводят мысль о яростном танце. Ненужное ожесточение напоминает безумие, а не исполнение приговора. По сравнению с ними Господь выглядит как человек не от мира сего, Он кротко и терпеливо переносит страдания, сожалея о грехе своих палачей. Через взбугрившиеся мышцы, согнутые плечи и текущую из ран кровь, живописец передал тяжесть претерпеваемых Христом страстей. За краем помоста видны лица иудеев, пришедших в преторию, требовать суда над Иисусом.
История создания
Картина является одной из восьми сцен из «Страстей Христовых», написанных Джованни Доменико Тьеполо по заказу монастыря Сан-Фелипе-Нери в Мадриде. Все восемь работ художник сделал в Венеции. Они были публично представлены на венецианской площади Сан-Марко 31 августа 1772 года - практика, которая имела место в определенных случаях, когда работы должны были покидать город.
Не сохранилось никаких документов о требованиях к заказу, однако кажется возможным, что существовали ограничения, которые повлияли на творчество художника. Об этом можно судить по очень низким точкам обзора и анатомической деформации некоторых фигур, которые Джандоменико, возможно, намеренно использовал для исправления оптических искажений, возникающих из-за того, что картина висела на большой высоте.
Отношение автора к вере
Джованни Доменико Тьеполо родился в семье венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо, исповедовавших католическую веру. Во времена жизни художника большую часть заказов составляли произведения религиозной тематики. Такие картины хотели иметь в своём доме простые граждане, и в таких произведениях нуждались церкви и монастыри. Однако работы художника представляют собой не просто труд ремесленника, но передают его личное осмысление известных сюжетов, отражают духовное возрастание на одноименных картинах.
Обучавшийся в мастерской своего отца Джандоменико выработал свой стиль, который впервые появляется в картинах посвященных Страстям Христовым, написанных для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах. По мнению искусствоведов в них не только проявилась художественная индивидуальность, но и была показана "интимная интерпретации священной темы", что было новым для искусства того времени. Кроме множества картин на библейские сюжеты, художник также писал на темы венецианских карнавалов, крестьянского и цыганского быта, проявляя в своих работах внимание и любовь к жизни простого человека.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года, и был похоронен в церкви Сан-Маркуола по католической обряду.
Биография
Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо родился 30 августа 1727 года в Венеции. Он был старшим сыном известного венецианского художника Джованни Баттисты Тьеполо. Вместе с младшим братом Лоренцо Джандоменико учился рисунку и живописи у своего отца и работал в его мастерской помощником и гравёром. В это время он познакомился с Франческо Альгаротти, для которого сделал свои первые рисунки и гравюры.
Впервые свой стиль, отличный от Тьеполо Старшего, появляется у Джандоменико в картинах посвященных Страстям Христовым, которые были написаны для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах.
В 1750 - 1753 годах художник вместе с отцом и братом Лоренцо работал в Вюрцбурге, участвовал в росписи плафона парадной лестницы Вюрцбургской епископской резиденции. Ещё одной широко известной работой Джандоменико являются фрески на темы крестьянского быта и сельской жизни, созданные им в залах виллы Вальмарана-аи-Нани близ Виченцы, в которых впервые чувствуется его индивидуальный художественный стиль.
В 1756 году Джандоменико стал членом недавно образованной Венецианской академии изящных искусств, а с 1780 года был президентом Академии.
Летом 1759 года Тьеполо Младший выполнил заказ для Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге — живописный плафон с изображением "Триумфа Геракла"
В начале 1760-х годов живописец помогал отцу в создании декоративных росписей в Палаццо да Порто в Виченце и Палаццо Каносса в Вероне. В 1762 году Джандоменико вместе с отцом и братом прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля. Художник стал соавтором росписей Королевского дворца. Но через неделю после смерти отца он попросил у короля Карла III разрешения вернуться в Венецию.
В 1772 году Джованни Доменико Тьеполо написал восемь картин на тему Страстей Христовых для испанского монастыря Сан-Филиппо Нери в Мадриде. В период с 1774 по 1778 год живописец много работал по частным заказам в живописи и графике. С апреля по 14 ноября 1785 года Джандоменико работал над росписями герцогского дворца в Генуе. Помимо серьёзных произведений Тьеполо увлекался зарисовками забавных сцен из жизни и развлечений венецианских горожан. В 1791 году художник создал серию из более чем двадцати рисунков со сценами из современной жизни. К 1790-м годам относят и выполненные художником фрески Палаццо Пападополи и Ка Редзонико в Венеции.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года и был похоронен в церкви Сан-Маркуола.
Автор текста: Ольга Северинова.