Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. - Александр Андреевич Иванов

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Произведение: Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: классицизм, академизм.
Дата создания: 1835 г.

Описание произведения.

Сюжет картины опирается на историю, рассказанную евангелистом Иоанном Богословом, о встрече воскресшего Христа с Марией Магдалиной (Ин. 20:1-17).ия Магдалина – одна из ближайших учениц Иисуса. Согласно библейскому повествованию, Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов (Лк.8:2; Мк.16:9), за что она стала служить Ему и апостолам. Мария Магдалина была на Голгофе во время Распятия (Мф. 27:56), а спустя три дня вместе с другими женщинами пошла ко гробу, чтобы совершить иудейский обряд помазания миром умершего, благодаря чему вошла в историю, как «мироносица».

Русский живописец Александр Иванов для своей картины выбрал один из самых трогательных моментов Евангелия. В отличие от евангелистов-синоптиков, Иоанн Богослов выделяет Марию Магдалину из ряда мироносиц, описывая ее личную встречу с Христом после воскресения. Мария Магдалина, по версии евангелиста Иоанна, пришла ко гробу вместе с двумя апостолами. Когда же было обнаружено, что гроб пуст, апостолы вернулись домой, а мироносица осталась плакать на месте погребения любимого Учителя.

В этот момент к ней подошел воскресший Иисус со словами: «Женщина, почему ты плачешь? Кого ищешь?». Но она приняла Его за садовника и спросила в ответ, не он ли унес тело, и где она может его забрать. На что Христос окликает её по имени: «Мария!», в ту же секунду женщина узнает Господа и отвечает: «Раввуни!» – что значит «учитель». Иисус запрещает ей прикасаться к Нему, говоря: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Именно этот сложный эмоциональный момент встречи, узнавания и в то же самое время отстранения решился запечатлеть Александр Иванов.

Композиция картины держится на двух фигурах, Христа и Марии Магдалины, выполненных скульптурно и антично-монументально, согласно законам классицизма. Образ Марии продиктован западной интерпретацией, где мироносица не только женщина, исцеленная от семи бесов, но и бывшая блудница, помазавшая ноги Иисуса драгоценным маслом. На западных изображениях Магдалины часто можно встретить алый цвет одежд и распущенные, непокрытые волосы. Александр Иванов исходил из этой традиции и писал Марию в багряном хитоне с плащом цвета красной охры. Движение Марии – порыв, чтобы встать, прикоснуться, задержать Иисуса, не отпускать Его больше. На лице – радость, сквозь отчаяние и скорбь. Активной, «земной» фигуре Магдалины противостоит отстраненная, почти статичная фигура Христа. Тело Иисуса обвивают белоснежные пелены, сочетание мягкого цвета кожи и иссиня -белого покрывала придают образу воскресшего Учителя нездешний, потусторонний вид. Ладонью Иисус отстраняет от себя Марию, таким образом, в центре композиции происходит диалог жестов: открытые от удивления объятия Марии «успокаивает» и «умиротворяет» отстраняющая и в тоже время благословляющая десница Христа.

Действие картины разворачивается на фоне густых зарослей кустарников и погруженной в полумрак мраморной гробницы. Из-за ночного антуража, созданного художником, фигуры героев словно подсвечены фронтальным светом.

История создания.

Картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» является одной из знаковых в творчестве Александра Иванова. Именно за эту картину Александр Иванов получил от Императорской Академии Художеств звание академика и именно это полотно служит «прологом» к шедевру мастера «Явление Христа народу».

В качестве пенсионера Общества Поощрения Художников в 1830 году Александр Иванов отправился в Италию. Там к нему пришла идея написать полотно на евангельский сюжет явления Христа народу у реки Иордан. Об этом свидетельствуют записи художника, относящиеся к 1833 году. В качестве пробного и подготовительного этапа мастер решил написать малофигурную композицию, выбрав в качестве сюжета явление Христа женам-мироносицам.

История создания этой картины, поиск композиции, моделей, уточнения сюжета подробно прослеживается в переписке и черновых тетрадях самого художника. Первоначально Александр Иванов разрабатывал композицию из Христа, трех жен-мироносиц и двух ангелов, затем сократил число женщин до двух, а позже решил остановиться на встрече одной Марии Магдалины с Иисусом.

Живописец черпал вдохновение в Италии, просматривая работы мастеров эпохи Возрождения. Особую роль на формирование образа Иисуса оказали два скульптурных произведения: Аполлон Бельведерский и Христос Бертеля Торвальдсена. Для воплощения образа Марии Магдалины художник нашел двух натурщиц. Известно имя одной из них – это итальянка Виттория Кальдони, с Виттории мастер писал фигуру героини. Со второй натурщицы голову и руки. Чтобы передать психологический и эмоциональный накал Марии, художник заставлял натурщицу вспоминать собственные злоключения и плакать от очищенной перед ней луковицы, сам же рассказывал смешные истории, чтобы вызвать у модели улыбку сквозь слезы.

Итальянские пейзажи нередко появлялись на библейских полотнах Александра Иванова, замещая собой природу Палестины. В «Явлении Христа Марии Магдалине после воскресения» фоном выступает парк виллы д’Эсте в Тиволи, расположенный в римском пригороде.

Работа была закончена в декабре 1835 года и сначала экспонировалась в Риме, а в 1836 году была привезена в Санкт-Петербург. Картина заслужила одобрительные отзывы как итальянской, так и русской публики.

Общество поощрения художников преподнесло картину императору Николаю I, и она была помещена в Русскую галерею Эрмитажа. В 1897 году картина была передана из Эрмитажа в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

Отношение художника к вере.

Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову в письме последнего Гоголю, апрель 1844 г. [Боткин, с. 165]). Среди работ Александра Иванова есть портрет Н.В. Гоголя. 1841 г.). По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г., с. 76). Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.

Биография.

Александр Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, впоследствии перезахоронен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.



Оставить комментарий