«Явление Христа Марии Магдалине» - Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Явление Христа Марии Магдалине»
«Явление Христа Марии Магдалине»
Автор: Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)
Местонахождение: Королевский дворец, Мадрид
Произведение: «Явление Христа Марии Магдалине»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: около 1500 г.

Описание произведения

Представленный на полотне эпизод 20 главы Евангелия от Иоанна насыщен глубоким смыслом и окутан аурой богословской тайны. На третий день после распятия Мария приходит в сад к гробу и в отчаянии обнаруживает, что тела Спасителя там больше нет. Обернувшись, она видит воскресшего Иисуса, хоть сначала и не узнает его, принимая за садовника. Но вот она слышит знакомый голос, и ее горе сменяется великой радостью: «Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!» (Ин. 20:16). Но Христос останавливает ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). В изобразительном искусстве этот популярный сюжет нашел отражение в иконографии под названием «не прикасайся ко мне».

Художник создал статичную композицию, центром которой является фигура Христа, облаченная в темно-синий хитон. Следуя тексту Писания, живописец в прямом смысле изображает Христа в виде садовника, неизменным атрибутом которого является лопата. Господь, чуть склонив голову, смотрит сверху вниз на Марию Магдалину. Она, сидя на коленях, печально глядит на опустевшую могилу. Жест ее раскрытой правой ладони говорит о том, что она задаёт вопрос о том, куда могло исчезнуть тело Учителя. Между двумя персонажами художник изобразил дерево, визуально разделяющее образы Христа и Марии. Это разделение не случайно - оно пролегает на границе земного осязаемого пространства, к которому принадлежит образ Магдалины, и таинственного, божественного мира, в котором после воскресения пребывает Христос. И пусть Мария не узнает Господа, но ее сердце открыто каждому Его слову.

Над старыми, обрушивающимися стенами Иерусалима – высокое голубое небо и ярко светит солнце. Существование старого мира подходит к концу, но жизнь человеческая продолжается. Она будет наполнена словом Божиим, звучащим с небес.

История создания

Эта картина была написана в качестве одной из алтарных композиций, заказанных для супруги испанского короля Фердинанда II Арагонского – Изабеллы Кастильской. Произведение являлось частью полиптиха, специально созданного придворным художником из 47 сюжетов. Каждая панель была размером около 21 х 16 см и представляла собой отдельный эпизод из рассказа о жизни и страданиях Иисуса Христа. На сегодняшний момент сохранилось только 27 картин и «Явление Христа Марии Магдалине» – одна из них.

Отношение автора к вере

О жизни Хуана де Фландеса известно мало, даже его настоящее имя – загадка. Но многие его произведения – удивительные шедевры. О том, с какой тщательностью и одухотворенностью написаны его религиозные картины, можно судить об отношении художника к вере. Хуан де Фландес был воспитан в христианстве, и религия являлась его проводником в жизни. Работая над алтарными образами для монашеского братства Госпиталитов в Паленсии, он жил вместе с монахами в келье, и вероятно, также занимался опекой нуждающихся. В Испании XVI века католичество было неотъемлемой частью жизни любого человека, и художник, как и все, каждый свой день начинал с молитвы. Поэтому в образах Христа, написанного мастером, как и в портретах людей, можно увидеть смирение, жизнелюбие и умиротворение, словно душевную благодарность Всевышнему за земную жизнь.

Биография

Хуан де Фландес родился во Фландрии около 1465 года. Это имя фактически означает «Ян из Фландрии», также он подписывал некоторые свои работы как «Ян Салаэрт» или «Мастер из Гента». Известно, что он был последователем живописной школы города Брюгге, в его творчестве заметно влияние знаменитого фламандского мастера Яна ван Эйка.

Над чем работал Хуан де Фландес на родине, осталось неизвестным. Но задокументирован его приезд в Испанию в 1496 году, то есть в возрасте 31 год художник начал работать в Кастилии. Он написал несколько портретов вельмож, в том числе один – королевы Кастильской.

Через 2 года Хуан де Фландес официально стал «придворным художником Ее Величества». Кисти мастера принадлежат несколько портретов представителей правящей династии. Свое место живописец сохранил до самой смерти Изабеллы Кастильской в 1504 году.

Далее он проживал в испанских городах Саламанка и Паленсия, создавая для местных церквей и храмов алтарные образы. В 1509 году по заказу епископа Хуана Родригеса де Фонсеки Хуан де Фландес написал большое ретабло для собора в Валенсии. Оно состоит из 12 частей и до сих пор производит грандиозное впечатление на зрителей. В Валенсии Фландес оставался до самой своей смерти, предположительно наступившей осенью 1519 года. В документах указано, что наследство мастера осталось его вдове.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий