«Архиерей» - Чехов Антон Павлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Архиерей»
«Архиерей»
Автор: Чехов Антон Павлович
Жанр: Рассказ
Дата создания: 1902 г.

Описание произведения.

Действие одного из лучших рассказов Чехова начинается в последний день Великого Поста и заканчивается в последний день Страстной седмицы. (Мф.26:36; Мк.14:32; Лк.22:39; Ин.18:1). Другими словами, длится с вечера двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим до утра Великой Субботы.

Служащий всенощную под Вход Господень в Иерусалим (Мф.21:10-11; Мк.11:9-11; Лк.19:28; Лк.19:37-38; Ин.12:12-15), архиерей Пётр тяжело болен, его чувства притуплены, праздник его не очень занимает, воодушевления он не чувствует. Он озабочен не столько богослужениями церковного круга, сколько личной драмой, порождённой сгустившимся одиночеством, разъединённостью с людьми, даже близкими, не зависящим от его воли и желания. «За это время, пока он здесь (на кафедре), — жалуется самому себе архиерей, — ни один человек не поговорил с ним искренно, по-человечески, даже старуха-мать…» Эти жалобы повторяются на протяжении рассказа не раз — вплоть до его смерти, последовавшей в канун Светлого Воскресения. Было бы, наверное, дерзостью сказать, что едва ли не каждый человек в тот или иной период жизни может уподобить своё состояние — состоянию Господа Иисуса Христа. Но, кажется, в своих несопоставимо меньших страданиях, герой Чехова по воле автора в какой-то мере уподоблен Спасителю: его томит тоска, обступают тревожные предчувствия… «Приехав к себе, преосвященный тотчас же разделся и лёг, даже Богу не молился. Когда он укрывался одеялом, захотелось вдруг за границу, нестерпимо захотелось! Кажется, жизнь бы отдал, только бы не видеть этих жалких, дешёвых ставень, низких потолков, не чувствовать этого тяжкого монастырского запаха. Хоть бы один человек, с которым можно было поговорить, отвести душу!»

«…Весь род его, быть может, со времени принятия на Руси христианства принадлежал к духовенству, и любовь его к церковным службам, духовенству, звону колоколов была у него врождённой, глубокой, неискоренимой; в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении, чувствовал себя деятельным, бодрым, счастливым…» Однако Чехов всего один раз даёт читателю почувствовать, чем и как проявляет себя отмеченная бодрость, и ни разу не даёт понятия о счастье.

И только в одном фрагменте Чехов даёт нам возможность прочувствовать религиозное устроение архиерея. Покой и волнение, которые он при этом испытывает, мало зависят от человека, они несомненно даются ему свыше, несмотря на его чисто человеческие слабости: «Вечером монахи пели стройно, вдохновенно, <…> и преосвященный, слушая про жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный, чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину и уносился мыслями в далёкое прошлое, в детство и юность, когда также пели про жениха и про чертог, и теперь это прошлое представлялось живым, прекрасным, радостным, каким, вероятно, никогда и не было. <…> Слёзы текли по лицу. Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но всё же не всё было ясно, чего-то ещё недоставало, не хотелось умирать; и всё ещё казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чём смутно мечталось когда-то, и в настоящем волнует всё та же надежда на будущее, какая была и в детстве, и в академии, и за границей. “Как они сегодня хорошо поют! — думал он, прислушиваясь к пению. — Как хорошо!”»

Ясно, что тоска архиерея — это не тоска по небесным пажитям: слишком чувствуется неопределённость в сознании архиерея, где преобладает земная тоска. На протяжении всего рассказа мирское в Петре борется с религиозным, то то, то другое попеременно берёт верх. В таком устроении он и заканчивает жизнь: «Он уже не мог выговорить ни слова, ничего не понимал, и представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти куда угодно». — Вот и последний путь архиерея Петра, что это?

В любом случае, даже такой высокохудожественный финал, который предлагает Чехов, не вполне в духе православного учения о душе, следующей по пути к Царству Божьему. Правда, Чехов описывает лишь один из переходных его этапов... И всё-таки, это редкий для Чехова выход из безнадёжного тупика, которым его героям представляется жизнь. Пускай выход этот отличается литературностью, но свет в конце беспросветной земной жизни архиерея — брезжит. И этот свет, кажется, всё же небесного свойства.

История создания.

Замысел рассказа «Архиерей» сформировался у Чехова в 1899 году. В воспоминаниях ялтинского священника, учителя и литератора С.Н. Щукина, приводится такой эпизод: «Как-то…Антон Павлович вернулся из города очень оживлённый. Случайно он увидел у фотографа карточку таврического епископа Михаила. Карточка произвела на него впечатление, он купил её и теперь дома опять рассматривал и показывал её... Преосвященный Михаил был <…> жестоко страдавший от чахотки человек. На карточке он был снят со старушкой матерью… Лицо его очень умное, одухотворённое, измождённое и с печальным, страдальческим выражением».

И несколько ниже:

«Мысль об архиерее, очевидно, стала занимать А. П-ча.

— Вот, — сказал он как-то, прекрасная тема для рассказа. “Архиерей служит утреню в Великий Четверг. Он болен. <…> Архиерей читает Евангелие Страстей. Он проникается тем, что читает, душу охватывает жалость ко Христу, к людям, к самому себе. Он чувствует вдруг, что ему тяжело, что он может скоро умереть, что может умереть сейчас. И это его чувство — <…> передаётся тем, кто с ним служит, потом молящимся, одному, другому, всем. Чувствуя приближение смерти, плачет архиерей, плачет и вся церковь. И вся церковь вместе с ним проникается ощущением смерти, неотвратимой, уже идущей”». («Чехов в воспоминаниях»).

Это запись относится к 1899 году, она стала основой для нескольких абзацев в окончательной редакции рассказа. Работа над ним была необычайно долгой. Рассказ был завершен только в феврале 1902 года.

Стоит отметить также, что в образ главного героя Чехов внёс многие автобиографические черты: болезнь, предчувствие смерти, одиночество, ощущение бессмысленности уходящей жизни — всё то, что, скорее всего, не было свойственно прототипу главного героя, епископу Михаилу (Грибановскому), который был одним из наиболее авторитетных мыслителей и деятелей Русской Православной Церкви второй половины ХIХ века.

Отношение автора к вере.

Чехов неоднократно говорил о том, что утратил веру в самой ранней юности. Однако тоску по потерянному Богу Чехов сохранил и сумел передать её, как мало кто может. Эта тоска и является главной темой всех его пьес и большинства из зрелых прозаических произведений, в которых Бог скрыт под весьма непрозрачными псевдонимами, часто вычурными, вроде прекрасного оленя, который грезится перед смертью герою «Палаты №6», или пресловутого неба в алмазах.

Обладатель огромного таланта, врожденного чувства литературной формы, с годами выработанного филигранного литературного мастерства, Чехов постоянно испытывает растерянность то ли перед своим даром, то ли перед создаваемым его усилиями миром. Призвав жизнь на страницы своих произведений, он явно не знает, что ему с этой жизнью делать. Он постоянно описывает тупики, воспринимаемые в качестве единственной реальности, словно забыв, что из любого тупика есть выход.

Чехов такие выходы и ищет, но, кажется, теряется между двумя полюсами, до конца не будучи уверен, какое из двух направлений выбрать. Отсюда проистекает и некая двойственность его интонации, повергающая в недоумение большинство из читателей: некоторым он кажется пессимистом, некоторым оптимистом, некоторым, самым глупым, — юмористом, но вот моралистом — никому. Между тем, его персонажи, и он сам, постоянно находятся в поисках высшего идеала, постоянно о нём говорят.

Трудно поверить, чтобы Чехов, со своим удивительно чутким душевным аппаратом, не понимал, что от несвободы, находящейся внутри, сам по себе человек избавиться не может, освободить от неё может только Бог. А чадо Божье, предавшее себя до конца Отцу, и есть наиболее свободный человек.

Подобно тому, как герой рассказа «Студент» всю Страстную пятницу блуждает по зимнему лесу, так и Чехов всю жизнь блуждал по своей лишённой Бога Вселенной, видя в ней нагромождения неразрешимых противоречий и нелепостей.

Но тот же «Студент» наглядно свидетельствует, что свет Христов жил в душе Чехова, и он изредка давал ему возможность пробиться на поверхность. Чехов любил этот рассказ больше всего им написанного. Не потому ли, что вложил в него нечто потаённое, личное, чего нет в других его рассказах? Отблеск не придуманной Высшей правды, внезапное обретение соборной радости во Христе, которой автор одаривает своего едва ли не автобиографического героя.

Биография.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки, П.Е. Чехова. Был третьим ребёнком в семье, в которой было шестеро детей: пять сыновей и дочь. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре, что дало повод Чехову в более поздние годы заметить: «В детстве у меня не было детства».

В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге и уехал с семьёй в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался доучиваться в Таганроге, без средств, зарабатывал на жизнь частными уроками, копил деньги, чтобы отсылать отцу. В 1879 году, окончив гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании, работал уездным врачом.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, дебютировал в печати фельетонами, юморесками, короткими рассказами. Печатался в московских и петербургских журналах и газетах. В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены» за подписью «А. Чехонте».

1885—1886 годы — расцвет Чехова-«беллетриста-миниатюриста». В то время, по его признанию, он писал по рассказу в день. Весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, с упрёками, что он тратит талант на «мелочишки».

В 1887 году Чехов едет на юг, в родные края; затем по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Под впечатлением поездки пишет повесть «Степь», публикует её в журнале «Северный вестник». Повесть вызвала ажиотаж среди критиков. 7 (19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках».

В 1890 г. Чехов отправляется на Сахалин. На Сахалине, Чехов за несколько месяцев сделал перепись населения. Возвращался с Сахалина морским путём, на пароходе «Петербург» через Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одессу.

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву работает над научным трудом «Остров Сахалин», уникальным по своему значению.

С 1892 по 1899 год Чехов живёт с семьёй в подмосковном имении Мелихово, где им было написано 42 произведения. Путешествует по Европе.

В конце 1898 года покупает в Ялте участок земли, где разбивает сад и строит дом, в котором живёт последние годы, изредка приезжая в Москву.

В 1900 году Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности, от которого отказался два года спустя.

Летом 1904 года, после обострения приступов туберкулеза, Чехов выезжает с женой на курорт в Германию. Там, 2 (15) июля 1904 года в городе Баденвайлер писатель скончался.

Гроб с телом Чехова был доставлен в Москву 9 (22) июля. Тогда же состоялось отпевание в Успенской церкви Новодевичьего монастыря, на кладбище которого Чехов был похоронен рядом с могилой своего отца. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

  • «Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка…»

  • «Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка…»

  • «Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка…»

  • «Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка…»

  • «Под вербное воскресение в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было всё, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые, и молодые, и мужские, и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и похоже было, что ей нет и не будет конца. Пел женский хор, канон читала монашенка…»

Оставить комментарий