Алтарь Строцци - Орканья Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Алтарь Строцци
Алтарь Строцци
Автор: Орканья Андреа
Местонахождение: Капелла Строцци в церкви Санта Мария Новелла, Флоренция
Произведение: Алтарь Строцци
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Проторенессанс
Дата создания: 1357 г.

Описание произведения


На алтаре, выполненном Андреа Орканья для капеллы Строцци во флорентийском храме Санта Мария Новелла, центральной фигурой является Иисус Христос в окружении небесных сил. Спаситель подаёт, изображённым на переднем плане, святому Фоме Аквинскому книгу «Summa Theologiae», и апостолу Петру ключи от Царства Небесного (Мф.16:19).Оба святых изображены коленопреклонёнными, как изображали донаторов, поэтому предполагают, что святой Фома представляет благотворителя Томмазо Строцци, а святой апостол Пётр - Пьетро Строцци. Рядом со святым Фомой изображена Дева Мария (Лк.1:28), ходатайствующая перед Сыном. За апостолом Петром изображён величайший из пророков Иоанн Креститель. (Ин.1:29).Алтарь нарушает традиционную композицию полиптихов: на пяти картинах фронтона показаны не отдельные, а единая по смыслу и действию сцена с несколькими персонажами. По краям, завершая произведение, стоят: слева - архистратиг Михаил и великомученица Екатерина, небесная покровительница Екатерины Строцци, жены заказчика; справа - архидьякон Лаврентий и апостол Павел.
Нижняя пределла поделена на три части, в которых художник изобразил «Экстаз святого Фомы Аквинского во время служения мессы»; «Навичелла» — где Иисус повелевает апостолу Петру идти по воде, а когда тот начинает тонуть, протягивает руку со словами: "маловерный! зачем ты усомнился?"(Мф.14:31) и «Смерть императора Генриха II».
Искусствоведы отмечают характерный для византийской иконографии золотой фон, плоскостность изображения с жестким контуром. Образы, созданные Орканья молитвенно возвышенны, одухотворены и статичны. Однако, в фигуре святого Фомы больше реалистичности, здесь чувствуется влияние творчества Джотто. Также в трёх сценах пределлы присутствует некоторая динамика, живость и пространственная глубина.

История создания

Известный флорентийский банкир Томмазо Строцци в 1354 г. поручил братьям Чоне роспись своей фамильной капеллы, освященной в честь святого Фомы Аквинского, его небесного покровителя. Алтарный образ создавал Андреа, один из крупнейших мастеров Флоренции. Он воплотил идею, разработанную дядей заказчика, ученым монахом-доминиканцем Пьеро Строцци, в ту пору бывшим приором флорентийского монастыря Санта Мария Новелла. Алтарь не соответствует традиционной композиции полиптихов: на пяти картинах фронтона показаны не отдельные сцены, а словно одна с несколькими персонажами.
Пределлу от главной картины алтаря отделяет надпись "ANNO DNI NCCCLVII ANDREAS CIONIS DE FLORENTIA ME PINXIT" (В 1357 году от Р. Х. написал Андреа Чоне из Флоренции). Это единственная станковая работа Орканьи имеющая подпись. Стиль её живописи стал определяющим для атрибуции неподписанных произведений художника.

Отношение автора к вере

Андреа Орканья был главой крупнейшей флорентийской мастерской своего времени, где наряду с его братьями работали и другие не такие прославленные и талантливые художники. Их следовало обеспечить работой и проследить, чтобы художественное мастерство постоянно совершенствовалось для сохранения конкурентоспособности мастерской. Исследователи отмечают, что не во всех областях своей деятельности Орканья был одинаково успешен, а многие произведения были продуктом коллективной работы с братьями и мастерами его бригады. Что может свидетельствовать об отсутствии творческой зависти, умении сотрудничать и смиряться, любви к ближним, наличии определённой житейской мудрости и таланта руководителя.

Биография

Андреа ди Чоне родился во Флоренции около 1308 года. Итальянский учёный Гаэтано Миланези (1813—1895), предполагает, что отцом Художника был известный флорентийский ювелир Маэстро Чоне, которому приписывают авторство великолепного серебряного алтаря Сан Джованни во флорентийском Баптистерии. Таким образом, обучение рисованию, работе с металлами и украшению скульптуры изящными деталями Орканья мог пройти в мастерской своего отца.
Формирование Орканьи происходило под сильным влиянием последователей Джотто. Предположительно, как живописец Андреа начинал в мастерской Бернардо Дадди. Однако, в первых известных произведениях Орканьи прослеживается связь с искусством Мазо ди Банко, возможно, самого верного последователя Джотто. Эта связь прослеживается вплоть до самых поздних работ мастера.
В 1343 году его имя впервые появляется в списке гильдии врачей и аптекарей. В документе от 1348 года Андреа ди Чоне уже назван одним из лучших мастеров Флоренции. Вероятно, в связи с началом работ над табернаклем в Орсанмикеле в 1352 году Андреа вступил в гильдию мастеров камня и дерева.

В период между 1343 и 1360 годами Орканьо привлекался к многочисленным художественным работам, носившим гражданский и церковный характер. К 1343 году относят его фреску во входном зале городской тюрьмы «Изгнания герцога Афинского». В 1344-45 годах Андреа написал фрески «Триумф смерти», «Страшный суд» и «Ад» в церкви Санта Кроче. В церковь Санта Мария Новелла художник был приглашён для участия в одном из самых престижных заказов того времени - оформлении капеллы Маджоре. Между 1352 и 1360 годами под руководством Орканьо и при его непосредственном участии создавался знаменитый мраморный табернакль, установленный в Орсанмикеле.

Начиная с 1357 года он принимал участие в планировании строительства Флорентийского собора; и в том же году, он получил заказ на художественное оформление капеллы Строцци, которое исполнил совместно с братом Нардо. В 1358 году Андреа был назначен главой мастерской каменщиков при строительстве собора в Орвието, и в 1359-62 годах совместно с братом Маттео он руководил работами в этом соборе.

12 сентября 1360 года Андреа подал в отставку с должности главы каменщиков собора. Тем не менее, он продолжал работать в Орвието над мозаикой западного фронтона собора. Она была закончена в 1362 году. В 1364 году художник вернулся во Флоренцию, где был занят оформлением фасада собора Санта Мария дель Фьоре.
Некоторые исследователи называют годом смерти художника 1376 год, поскольку сохранился датированный этим годом документ о назначении опекуна двум дочерям его вдовы Франчески. Вазари же называет ещё более удаленную дату: "Наконец, шестидесяти лет завершил он путь своей жизни в 1389 году и с почестями был перенесен к месту погребения из дома своего, находившегося на улице, именовавшейся раньше Виа деи Кораццаи".

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий