Жертвоприношение Исаака - Питтони Джованни Баттиста

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Жертвоприношение Исаака
Жертвоприношение Исаака
Автор: Питтони Джованни Баттиста
Местонахождение: Церковь Сан-Франческо-делла-Винья, Венеция, Италия
Произведение: Жертвоприношение Исаака
Жанр: Художественное
Год создания: 1715 - 1720 гг.
Эпоха/течение: Барокко

Описание произведения


     Человеческие жертвоприношения имели широкое распространение у древних народов. Люди считали, что получить от богов нужное можно только в обмен на не менее ценное. Человеческие жизни отдавались за избавление от голода, болезней и нападения врагов. Самой дорогой жертвой были собственные дети, особенно мальчики-первенцы, наследовавшие имя и титул отца. В Ветхом Завете человеческие жертвоприношения категорически запрещаются, но Книга Бытия рассказывает историю, когда Бог потребовал, чтобы отец принес в жертву своего сына.

    Исаак был долгожданным сыном старых и бездетных Авраама и Сарры. Сам Господь, обещал что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Но Богу было нужно еще испытать их верность, подвергнув доверие Авраама страшному испытанию. Бог обратился к патриарху с такими словами: "возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Быт. 22:2). Текст Библии говорит, что Авраам собирался исполнить повеление Бога, но в последний момент был остановлен. Достигнув указанной горы, отец связал сына и положил его поверх дров на приготовленный жертвенник. Занесённую руку с ножом остановил явившийся ангел: "Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня". ( Быт. 22:11-12). Вместо Исаака в жертву был принесен запутавшийся в кустах овен.

     Святые отцы называют это место Писания прообразом крестной жертвы Иисуса Христа, Сына Божьего. Значимость и драматичность рассказа делают его частым сюжетом в религиозной живописи. Джованни Баттиста Питтони представил на своем полотне момент, когда ангел останавливает руку Авраама, занесенную для удара. Чтобы обозначить категоричность нежелания Богом смерти невинного ребенка, художник показал, как крепко держит рука ангела руку отца. Посланник изображен со спины, солнце ярко освещает белые крылья и руку, указывающую на Небо.

     Особенно удался Питтони образ Авраама. В соответствии с библейским текстом это старец с ярко-белой бородой, контрастирующей со смуглой кожей кочевника. Его голова накрыта покрывалом не только как защита от лучей солнца, но и в знак покорности воли Божией. Глаза патриарха обращены на ангела и выражают силу боли его души. Пальцы на правой руке судорожно сжимают рукоятку кинжала, а левая лежит на голове сына.

     Голова Исаака опущена вниз, а глаза завязаны белой повязкой. Обнаженное тело юноши показывает хрупкость и беззащитность человеческой жизни. Поза Исаака выражает покорность и смирение перед отцом. Рядом с жертвой положены дрова, а справа разведен огонь. В нижнем левом углу видна голова овна, предназначенного взамен Исаака.


История создания


      Картина "Жертвоприношение Исаака" написана Джованни Баттиста Питтони в период 1715 - 1720 годов. Полотно относится к раннему периоду творчества мастера, когда он писал в стиле барокко. Ракурс произведения показывает , что оно предназначалось для размещения на высоте.


Отношение автора к вере


     Джованни Баттиста Питтони родился в католической семье, в стране, где христианское вероисповедание занимало доминирующее положение. Религиозные изображения были самыми востребованными, и художник создал немало картин, иллюстрирующих те или иные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов.

    Мастер был очень популярен в Италии и поставлял алтари для церквей в Бергамо, Брешии, Милана, Падуи, Вероны и Виченце. Итальянский искусствовед Луиджи Ланци писал о Питтони, что лучше всего тому удавалось выполнить работы для алтарей. Это отражает особое вдохновение, посетившее художника при выполнении заказа для самого святого места христианского храма.

     Высокая репутация обеспечивала живописца заказами в других странах Европы. Среди его иностранных покровителей были королевские особы, а Август III Польский, через Франческо Альгаротти заказал картину в святилище Иерусалимского храма в Иерусалиме. Выбор Питтони для столь значимой работы, как дар на Святую Землю, показывает, что современники находили его достаточно благочестивым и вдохновенным свыше.

    Детали биографии Питтони показывают, что он был не просто успешным художником, но современники его любили и уважали, а значит, он соответствовал требованиям христианского общества, в котором жил и творил.


Биография


     Джованни Баттиста Питтони родился в Венеции 6 июня 1687 года. Его учителем живописи стал родной дядя Франческо Питтони, известный, но ничем не примечательный художник венецианского барокко. Известна одна работа, которая подписана обоими художниками, это картина "Самсон и Далила" на вилле Кверини в Визинале. По совету Пьетро Гуариенти Джованни Батиста выставил свои работы публике в возрасте 26 лет, и его успех превзошел успех его дяди.

    Всю свою жизнь Джованни Баттиста Питтони работал в Венеции. Он получал много иностранных заказов, но ни одно путешествие, связанное с каким-либо из них, не задокументировано. Однако предполагают, что в 1720 году состоялась творческая поездка во Францию . Примерно в это время стиль живописца меняется с тяжелого барокко на более легкую и изящную манеру рококо. Искусствоведы приписывают это изменение влиянию французской живописи, возможно, через Пеллегрини или через Себастьяно Риччи.

     В 1716 году Джованни Баттиста Питтони вступил в венецианскую гильдию художников. С того же года и до своей смерти он был членом Коллегии Питторе, приором которой он стал в 1729 году. В 1727 году живописец был избран в Академию Клементины Болоньи. В 1750 году он стал одним из сорока шести членов-основателей венецианской общественной Академии Живописи, Скульптуры и Архитектуры, которая позже стала Академией изящных искусств Венеции. С 1758 по 1760 год Джованни Баттиста Питтони избирается президентом Академии, сменив на этом посту Тьеполо. Питтони был искусным реставратором старинных картин. Его часто выбирали реставратором или инспектором публичных картин и государственных картин Венеции.

    Джованни Баттиста Питтони умер в Венеции 6 ноября 1767 года. Его могила находится в церкви Сан-Джакомо дель Орио. Известность художника быстро угасла после его смерти, и к концу восемнадцатого века он был полностью забыт. Интерес к нему возродился в двадцатом веке благодаря книге Лауры Коггиолы Питтони "Художники Венеции" изданной  в 1907 году. Искусствоведы перечисляют 247 сохранившихся и 117 утерянных работ живописца.

Автор текста: Ольга Северинова.



Оставить комментарий