Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описания произведения
Авраам, первый патриарх Израильского народа, был избран Богом, чтобы в его потомстве родился Спаситель мира Христос. Господь заключил с ним Завет, в котором за верность и хранение доброй совести, Аврааму было обещано многочисленное потомство и владение землей Ханаанской. Однако, обещанный наследник родился у Авраама и Сарры уже в преклонных годах. Когда Исаак подрос, Господь, испытывая веру праведника, повелел принести единственного сына во всесожжение на одной из гор в земле Мориа. Окончив трехдневный путь, отец связал сына и положил его поверх дров на приготовленный жертвенник. Занесенную руку с ножом остановил явившийся ангел: "Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня". ( Быт. 22:11-12). Вместо Исаака в жертву был принесен запутавшийся в кустах овен.
Рассказ о жертвоприношении Исаака является одним из самых эмоциональных и трудно понимаемых мест Ветхого Завета. И как драматический сюжет, выражающий подвиг веры, он часто иллюстрируется в религиозной живописи. Так же этот эпизод имеет значение как прообраз крестной жертвы Иисуса Христа, Сына Божьего.
На картине Маттиаса Стомера показан мальчик Исаак, лежащий поверх вязанки дров. Он не связан и спокойно ожидает своей участи. Несмотря на юный возраст, взгляд Исаака серьезен и поражает глубиной осознанной веры. Художник нарочито показал мальчика без одежды, чтобы показать хрупкость жизни. Около левой руки стоит агнец, который заменит Исаака на жертвеннике.
За спиной мальчика изображен Авраам. Его покрасневшие глаза, осунувшееся и потемневшее лицо передают, как нелегко ему дается послушание воле Бога. Одежда праведника имеет два цвета: красный, говорящий о пламенности веры и золотой, означающий присутствие славы Божией. Руку с занесенным ножом останавливает ангел, такой же юный как лежащий на жертвеннике Исаак.
На втором плане живописец показал двух слуг Авраама. Вместе с осликом, они ожидают возвращения своих господ. Фон картины составляет тревожный пейзаж, который помогает почувствовать трагизм сцены.
История создания
Точное время написания картины "Жертвоприношение Исаака" Маттиасом Стомером не известна. Полотно демонстрирует уровень живописного мастерства художника и его понимание библейской истории. Произведение имеет большие размеры 101 х 136 см и скорее всего предназначалось для украшения церкви.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.