Юный Иоанн Креститель - Мочи Франческо
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
 (1).jpg)
Описание произведения
Мраморный бюст юного Иоанна Крестителя итальянский скульптор Франческо Мочи создал в 1630-х годах в Риме. Сейчас произведение находится в США, в чикагском Институте искусств.
В Библии сказано, что много лет, с самого детства и до своего явления народу иудейскому, Креститель провел в пустынных местах, в молитве и посте – «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80). Там и услышал он «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего Пророк отправился на проповедь и «ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:2–3).
Скульптура изображает юного Иоанна по грудь, его голова повёрнута влево, на плечах кожаная накидка. Прекрасный лик юноши, почти мальчика, обрамлённый густыми вьющимися локонами, светел и вдохновенен, взгляд устремлён ввысь – возможно, в этот момент он и слышит Глас Божий.
Произведения Франческо Мочи ювелирно исполнены и эмоционально насыщены. Скульптор создаёт в своих работах эффект движения, мастерски передаёт посредством пластики характер и внутреннее состояние своих героев. Используя игру света на поверхности скульптуры, Мочи оживляет материал, наполняя его и земным, и Божественным смыслом.
История создания
Бюст юноши, по предположению специалистов, изображающий молодого Иоанна Предтечу, Франческо Мочи создал в 1630-е годы в Риме. Это было время расцвета творческой карьеры мастера. Вероятно, скульптура была сделана по персональному заказу, и предназначалась для частной коллекции. Сейчас это великолепное произведение находится в музее Института искусств в Чикаго, США.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Франческо Мочи недостаточно полны, известно лишь, что исповедовал католицизм. Однако именно по произведениям мастера всегда можно судить о его истинном отношении к вере и религии. За свою достаточно длинную творческую жизнь Мочи выполнил целый ряд работ на Библейскую тематику. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, ювелирно исполнены и полны сдержанной экспрессии, характерной для эпохи Барокко. В них художник гениально передаёт и человеческую эмоциональность, и Божественную одухотворенность своих героев.
Безусловно, вершиной религиозного творчества мастера явился образ Святой Вероники – великолепной монументальной (около 5 метров в высоту) статуи в римской базилике Святого Петра, созданию которой он посвятил более чем десятилетие своей жизни.
Биография
Франческо Мочи, итальянский скульптор эпохи раннего Барокко, родился 29 июля 1580 года в тосканском Монтеварки, близ Ареццо. Начальное обучение мастерству он прошёл у флорентийца Санти ди Тито. В 1599 году Франческо переехал в Рим и продолжил обучение в мастерской скульптора Камилло Мариани.
Первой крупной работой Мочи была сцена Благовещения, состоящая из двух отдельных мраморных статуй – Архангела Гавриила и Девы Марии. Именно эта скульптура для Дуомо Орвието принесла ему заслуженное признание. Франческо Мочи также был одним из немногих скульпторов семнадцатого века, владеющих мастерством бронзового литья. Он создал две великолепные конные статуи Рануччо Фарнезе (1612– 620) и Алессандро Фарнезе (1620–1629) на Пьяцца Кавалли в Пьяченце, которые стали одними из выдающихся его произведений.
Самыми известными работами Мочи на Библейскую тематику являются его позднеримские скульптуры: «Святая Марта» (1609–1621, часовня Барберини), «Святая Вероника» (1629–1640, базилика Святого Петра), «Крещение Христа» (1635, Понте Мелло), «Святые Петр и Павел» (1638–1652, Порта дель Пополо).
В 1640-х годах, после создания им непревзойдённой «Святой Вероники», на которую он потратил огромное количество сил и времени, начинается упадок скульптурного творчества Мочи. В последний период своей жизни он вступает в члены художественной Академии Святого Луки и даже, на какое-то время, становится ее президентом, сплачивая вокруг себя группу противников Бернини, но проигрывает эту битву.
Умер мастер 6 февраля 1654 в Риме.
Автор текста: Марина Румянцева.