Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мария Магдалина одна из самых преданных учениц Иисуса Христа. Желая воздать последние почести телу своего Учителя, она вместе с другими женами по прошествии дня покоя пришла рано утром к гробу Христа. Увидев, что камень, закрывавший вход, отвален, Мария поспешила сообщить об этом Петру и Иоанну. Придя вместе с ней, они увидели только пелены и льняной плат, лежащий отдельно. "Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых" (Ин.20:1-10). Ученики в недоумении возвратились к себе.
"А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:11-17).
Иллюстрируя события воскресения Христова, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, несколько раз обращается к образу жен-мироносиц и Марии Магдалины. В данном произведении художник проиллюстрировал слова Христа, обращенные к Марии Магдалине "Не прикасайся ко Мне", которыми Господь призвал Свою ученицу отнестись к Его воскресению не с земной радостью, а духовной. Сюжет с таким названием весьма распространён в западноевропейской религиозной живописи. Художник передал в облике Марии именно земную радость от встречи с казалось бы навсегда потерянным Учителем. В руке Христос держит победное знамя, два конца которого символически означают две природы Спасителя - Божественную и человеческую. От головы Господа исходит яркое сияние, означающие славу Божию. На втором плане показан гроб и два ангела, сидящие на месте положения тела Христа. В руках они держат ветви вайи, какими по традиции на востоке встречали царей и победителей.
История создания
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Отношение автора к вере
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в семье исповедующей протестантизм. Взросление и становление художника происходило также в среде протестантской Германии. Религиозные традиции и духовные ценности привитые с раннего детства живописец пронес через всю жизнь, не изменив своим убеждениям и даже усилив огонь веры. На протяжении творческого пути художник обращался к религиозным сюжетам. Его кисти принадлежит немало произведений, основанных на библейских событиях.
В 23 года Юлиус переехал в Италию, где примкнули к обществу живописцев "Союз Святого Луки". Одной из целей союза была борьба с безнравственностью в живописи нового времени. Художники носили длинные одеяния, похожие на монашеские, вместе читали и обсуждали Библию, за что получили закрепившееся за ними в истории прозвище назарейцев. Назарейцы считали, что религия сохраняет душу чистой и даёт импульс для созидания возвышенного и нового. Убеждения диктовали художникам отказ от изучения анатомии по трупам и использование натурщиц. Не смотря на то, что члены союза придерживались католических воззрений, Карольсфельд остался привержен протестантизму. По замечанию искусствоведов, назарейцы заново открыли традиции христианского символизма, не столько изображая, сколько размышляя.
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд стал профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. В этот завершающий период жизни живописец всецело посвятил себя религиозному искусству. Одна из самых значительных работ художника – иллюстрация гравюрами Библии. "Библия в картинах", содержащая 240 гравюр, принесла Карольсфельду европейскую известность. Иллюстрации многократно воспроизводились в России в народных, учебных и детских изданиях, издавались отдельными альбомами и служили образцом для росписи русских православных храмов.
Биография
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в Лейпциге 26 марта 1794 года. Его отец Иоганн Файт Шнорр фон Карольсфельд был художником и сам обучал Юлиуса живописи. В 1811 году юноша поступил в Венскую академию художеств, где проявилась ищущая и независимая сторона его творческой натуры. Во время учёбы Юлиуса увлекли произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Как результат появились картины: "Святой Рох, раздающий милостыню" (Лейпцигский музей) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (Дрезденская галерея).
В 1817 году художник отправился в Италию. Год он провел во Флоренции, а затем поселился в Риме, где он вошел в кружок "назареев". Официально кружок именовался "Союзом святого Луки", его членами были немецкие и австрийские художники романтического направления, стремящиеся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.
Первой значимой работой Карольсфельда в Риме стала роспись виллы маркиза Массими фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто. Работа продолжалась в течении 1820—1826 годов и показала вдумчивость живописца, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. В тоже время художником было создано ряд замечательных пейзажных этюдов и несколько картин религиозной тематики: "Брак в Кане Галилейском", "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей", "Святое Семейство", "Три христианских и три языческих витязя", "Руфь на ниве Вооза" и др.
В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхенскую Академию на должность профессора исторической живописи. С этого времени наступает второй период творчества художника, явивший его талант в полном блеске. По приглашению короля Людвига I Карольсфельд вместе с другими живописцами украсил пять парадных зал в нижнем этаже мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах. Обширная работа потребовала много времени и была закончена к 1867 году. В 1835 - 1842 годах там же в трех других залах Карольсфельд энкаустическим способом изобразил эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Работы, выполненные в мюнхенском дворце характеризуют художника как отличного рисовальщика, наделенного пониманием благородной красоты и поэтическим чувством.
В 1848 году Шнорр фон Карольсфельд принял приглашение стать профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. С этого времени начинается третий период его жизни, художник всей душой предаётся религиозному искусству. Важнейшим трудом этого этапа стало осуществление задуманного еще в Риме издания "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852 - 1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков художника, гравированных на дереве. В Дрездене Карольсфельд составил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Песнь Нибелунгов" и изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла. К этому времени принадлежит создание картин: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторых других.
С 1871 года Карольсфельд перестал принимать заказы и провел конец своей жизни на покое, в Дрездене. Художник скончался 24 мая 1872 года.
Автор текста: Ольга Северинова.