Страсти по Иоанну - Губайдулина София Асгатовна

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Страсти по Иоанну
Страсти по Иоанну
Автор: Губайдулина София Асгатовна
Жанр: Духовное сочинение
Год создания: 2000 г.
Стиль:Современная музыка

Описание произведения


«Страсти по Иоанну» – структурно очень сложное сочинение, демонстрирующие энциклопедическое знание композитором Священного Писания, а также ее повышенный интерес к символизму на макро- и микрокосмическом уровне.

В своей работе Губайдулина постаралась соединить два текста так, чтобы постоянно сосуществовали и пересекались два типа событий – события на земле, протекающие во времени (Страсти Христовы) и события на небе, развёртывающиеся вне времени (сцены Апокалипсиса).

Произведение состоит из 11 эпизодов. Несмотря на то, что каждый эпизод (за исключением №8) посвящен конкретно или небесным, или земным событиям, в некоторых из них появляется дополнительное значение, так или иначе связывающее временное и вечное.

Основной идеей «Страстей по Иоанну» является мысль о том, что Христос – Бог и одновременно воплощенное вечное Слово Божье. Поэтому первый стих Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог», – выступает в роли своеобразного рефрена. В произведении эта фраза звучит пять раз, и ее появление выполняет формообразующую функцию, отграничивая друг от друга три крупных смысловых раздела «Страстей».

Композитор активно использует инструментальную символику. Так, в первой части орган символизирует Бога-Отца, а вибрафон – воплотившееся Слово.

В пассионе Губайдулиной роль Евангелиста-повествователя, главным образом, выполняют солисты, причем их функции обособлены:

- баритон повествует о событиях, происходящих на небе (текст из Откровения Иоанна);

- бас рассказывает о событиях, происходящих на земле (Страсти Христовы);

- тенор как повествователь, в основном, появляется в эпизодах, связанных с человеческими, земными страстями и отношениями: предательство Иуды, отречение Петра.

В пассионе нет ролей отдельных персонажей: Иисуса, Петра, Иуды и т. п. Их слова являются частью повествования и поручены соответствующему «Евангелисту».

Евангельский сюжет расширен тремя вставными номерами (№№3–5): «Заповедь веры», «Заповедь любви» и «Надежда». Эти номера представляют собой краткое изложение беседы учеников и Иисуса после Тайной вечери в соответствии с Евангелием от Иоанна. Однако они являются отстранением от сюжета Страстей, что позволяет считать их вставными. Тема веры, надежды и любви очень значима в христианском искусстве. Это три почитаемые христианские добродетели, упомянутые апостолом Павлом в 1 Кор. 13:13. Расположение эпизодов в «Страстях» Губайдулиной соответствует практике изображения этих аллегорических добродетелей в изобразительном искусстве, в том числе в иконописи (в центре – Любовь).

№8 – «Шествие на Голгофу» является центральным разделом пассиона, единственным, где события Страстей и Апокалипсиса постоянно полифонически пересекаются. На фоне этого «креста» развёртывается как бы «двойная спираль» всего процесса – шествие и споры в народе. Солисты бас и баритон повествуют о событиях на земле и на небе, хоры же разделены на обвинителей Иисуса (хор 2) и Его защитников (хор 1). Для этих хоровых реплик Губайдулина подбирает множество цитат из Евангелия от Иоанна, представляющих разные мнения людей об Иисусе.

Сама Губайдулина так говорит о своих «Страстях»: «Представленная мной на суд публики вещь – это попытка так раскрыть дошедшее до нас и живущее в нас Слово, чтобы его плоть (временная, событийная «горизонталь», т. е. Страсти) и его дух (вневременная смысловая «вертикаль», т. е. Страшный Суд) были бы воссоединены, взаимно соотнесены и взаимно уравновешены».

 

 История создания


В 2000 году по инициативе Гельмута Риллинга – немецкого дирижера, всемирно известного интерпретатора творчества И. С. Баха и руководителя Международной Баховской академии в Штутгарте – был осуществлен проект «Passion-2000», приуроченный к 250-й годовщине со дня смерти И. С. Баха. Этот проект был призван отразить современное переосмысление жанра «Страстей» с позиций представителей разных мировоззрений и культур. В рамках проекта четырем композиторам было предложено написать пассионы по Евангелиям от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

София Губайдулина выбрала Евангелие от Иоанна, так как, по ее мнению, оно наиболее полно отражает ее представление о Христе. Еще одной причиной выбора именно этого Евангелия стала возникшая у композитора идея объединить в произведении два текста: Евангелие от Иоанна и Апокалипсис. Композитор утверждает, что «не только одна рука, но и один дух объединяет оба текста».

Свое отношение к работе София Асгатовна определила словами: «Потрясающая, раз в жизни выпадающая удача. Удача настолько пронзительная, что я боялась эмоционального перенапряжения. Что происходит на небе, когда происходит Апокалипсис на земле, и что происходит на небе, когда на земле происходит Воскрешение?» (из интервью С. Губайдулиной Юлии Кантор перед российской премьерой произведения).

Произведение предназначено для полного симфонического оркестра со вспомогательными инструментами в каждой группе, двух хоров (камерного хора из двадцати четырех певцов и большого хора из восьмидесяти человек) и четырех солистов (сопрано, тенор, баритон и бас). Сочинять «Страсти» композитор начала «с конца»: сначала появилась музыка к воскресению Христа. Затем Губайдулина вернулась к началу и довела события до смерти Христа. Однако повествование о Страстях Христовых полностью исчерпало 90-минутный временной лимит сочинения, и итоговая версия произведения не включает события Воскресения. Премьера «Страстей по Иоанну» состоялась в 2000 году в Штутгарте. Позднее, в 2001 году, Губайдулина вернулась к своим наброскам и завершила «Пасху по Иоанну» – новое крупное произведение для того же состава. В итоге образовался диптих под общим названием «Страсти и воскресение Иисуса Христа по Иоанну», причем «Страсти» могут исполняться (и, как правило, исполняются) отдельно, а «Пасха» – только вместе с первой частью.


 Отношение автора к вере


Дед Софии Губайдулиной Масгут был муллой, видным татарским просветителем начала XX века. Он умер в 1921 году, но впоследствии многие его родственники подвергались анти религиозным преследованиям. В семье Асгата и Федосьи Губайдуллиных о дедушке боялись говорить. София и ее сестры узнали о нем, будучи уже взрослыми. Впрочем, несмотря на семейные корни, к исламу София никогда не склонялась, хотя, как музыкант она живо интересовалась интонационными особенностями мусульманского богослужения (распевным чтением Корана). Сознательным выбором совести стало для Софии Губайдулиной православие, она была крещена в зрелом возрасте – в 1970 году. Достаточно известны ее слова о вере и смысле религии в жизни: «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как religio — связь между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки». Несмотря на почти полное отсутствие богослужебных песнопений, созданных Губайдулиной, для нее очень важна религиозная тема. Через всю ее музыку красной нитью проходят идеи о вечности и искупительной жертве, рождении и смерти, свете и тьме. В последнее время многие произведения композитора так или иначе связаны с темой Апокалипсиса. Характерной особенностью творчества Губайдулиной является не только синтез Востока и Запада (в общекультурном, философском смысле), но и сочетание стилистических черт музыки разных христианских конфессий.

 

 Биография


София Асгатовна Губайдулина – один из наиболее значительных российских (советских) композиторов второй половины XX века. Ее музыка сочетает в себе черты нескольких стилевых направлений, одновременно являясь выражением яркой творческой индивидуальности автора.

София Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополь Татарской АССР в смешанной, русской-татарской семье. Отец – Асгат Масгудович – был инженером-геодезистом, мать – Федосья Федоровна – работала учителем начальных классов. Интерес к музыке появился у Софии уже в раннем детстве, в возрасте пяти лет она поступила в музыкальную школу. В 1954 г. Губайдулина окончила Казанскую консерваторию как пианистка (класс Г. М. Когана). Музыкальное образование София продолжила в Московской консерватории (1954–1959 гг.), где по классу композиции ее учителем стал Н. И. Пейко, ученик Мясковского и Шостаковича. Именно напутственные слова Дмитрия Шостаковича: «Я Вам желаю идти Вашим “неправильным” путем», – во многом определили дальнейшую творческую судьбу молодого композитора. В 1963 году София Губайдулина окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у В. Я. Шебалина.

Уже в ранний период творчества работы Софии Губайдулиной отличались яркой самобытностью стиля, чутким вниманием к звуку, философской глубиной трактовки. Тем не менее многие годы ее музыка была практически неизвестна слушателям, за исключением узкого круга музыкантов-профессионалов. В это время почти единственным способом услышать свои произведения стала для Губайдулиной работа в кино. Всего ею написана музыка к 25 фильмам, среди которых наиболее известны «Вертикаль» (1967), мультфильм «Маугли» (1971), «Чучело» (1983) и др.

Очень часто имя Софии Губайдулиной звучит в сочетании с именами Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Эти три композитора образовали так называемую «первую тройку советского авангарда». В 1969–1970-х годах С. Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки. С 1975 г. она входила в импровизационную группу «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. Музыканты совместно импровизировали на редких фольклорных инструментах. Они выбирали наиболее экзотические русские, кавказские, среднеазиатские музыкальные инструменты, «на которых не учат играть в консерватории», стремясь избежать влияния какой-либо профессиональной школы. Однако подобные творческие поиски не нашли понимания у критиков, и произведения участников группы были запрещены к исполнению со сцены.

В 1979 году на VI съезде Союза композиторов музыка Губайдулиной наряду с произведениями шести других композиторов была подвергнута острой критике в докладе председателя Союза Тихона Хренникова. После этого группе композиторов (вошедшей в историю как «хренниковская семерка») был объявлен официальный бойкот: их произведения не исполнялись ни в концертах, ни на радио и телевидении. Большинство из композиторов «хренниковской семерки» были вынуждены покинуть Советский Союз.

В 1985 году, с началом перестройки, София Губайдулина получила возможность выезжать за рубеж. В течение нескольких лет ее музыка приобрела мировое признание. Повсеместно стали проходить концерты и фестивали, на которых звучали ее произведения.

С 1991 года София Губайдулина живет в Германии, но российское гражданство она сохранила. В настоящее время ее произведения исполняют выдающиеся музыканты всего мира, композитор удостоена множества зарубежных и отечественных наград и почетных званий.



Автор текста: Рау Евгения Робертовна.

Оставить комментарий