Сон Иосифа - Жорж де Латур

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сон Иосифа
Сон Иосифа
Автор: Жорж де Латур
Местонахождение: Музей изящных искусств, Нант
Произведение: Сон Иосифа
Жанр: Художественное
Год создания: между 1628 и 1645 гг.
Эпоха/течение: Классицизм, лотарингская художественная школа, библейская тематика

Описание произведения 

      Святой Иосиф был благочестивым праведником, послушным Богу человеком, обрученным с Пресвятой Богородицей, принявшим на себя роль земного отца Иисуса Христа. Сведения об Иосифе содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки.

     Как известно, Дева Мария с трех лет воспитывалась и жила при Иерусалимском храме, куда была отдана своими родителями Иоакимом и Анной во исполнение данного ими обета.  Она была прекрасной ученицей и могла стать желанной невестой для достойного юноши, но еще в раннем детстве дала Богу обет безбрачия. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет и 11 дней, по закону ее нужно было возвратить в дом к родителям или выдать замуж. Однако родители Марии к тому времени уже умерли, поэтому священники храма, не желая оставить девушку без покровительства, решили обручить ее с восьмидесятилетним праведным старцем Иосифом, который давно уже был вдовцом, и у которого было шестеро взрослых детей.  Он происходил из рода Давидова, был плотником и жил в Назарете.  Находясь в доме Иосифа, Мария вела скромную уединенную жизнь, проводя время за работой, молитвой и чтением Священного Писания. Она была поручена Иосифу не для брака, а для сохранения чистоты и девства, чтобы не был нарушен Ее обет Богу. Именно в это время Архангел Гавриил был послан к Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть матерью Спасителя мира.  

        Заметив признаки беременности Святой Девы, Иосиф, не посвященный в тайну Боговоплощения, о которой Мария молчала из скромности и смирения, желая сохранить в тайне Ее возможную неверность, решил отпустить от себя Марию, дав Ей разводное письмо. Но тут во сне ему явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней - от Духа Святого.  И родит Она Сына, и наречёшь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их.  А это всё произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка: Вот Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что в переводе значит: с нами Бог» (Мф.1:21-24).

      Иосиф понял, в чем отныне состоит его предназначение – быть защитником и хранителем Девы Марии и Ее будущего Божественного младенца.  Пробудившись ото сна, праведный Иосиф поступил так, как велел ему Ангел. 

       Святой Иосиф обычно изображается в евангельских сюжетах, свидетелем и участником которых он являлся. Чаще всего это сюжеты Рождественского цикла: перепись в Вифлееме, Рождество Христово, поклонение волхвов, бегство в Египет, введение во Храм. Почитание св. Иосифа на Востоке возникло гораздо раньше, чем на Западе, где интерес к его личности просыпается лишь в IX веке, когда в своих работах к ней обращаются Беда Достопочтенный (ок. 672-735), Валафрид Страбон (ок.808 -849).и др. Культ почитания св. Иосифа Обручника в качестве защитника и покровителя Церкви зародился в странах Западной Европы одновременно с формированием принципов рыцарской морали и достиг на рубеже XIV – XV вв.  значительных масштабов.  Обручник стал одним из примеров воплощения рыцарской добродетели, преданным защитником Святого Семейства, земным отцом и учителем Иисуса Христа.  Активную роль в распространении культа святого Иосифа играли нищенствующие монашеские ордены. В XVI-XVII веках он распространился во Франции, где был поддержан кардиналом Пьер де Берюлем, святым Франциском Сальским, а также иезуитами. Французские кармелиты объявили Иосифа своим покровителем. В первой половине XVII в. появились особые католические конгрегации, посвященные Иосифу Обручнику. Почитание Святого Иосифа, младенца Иисуса и Креста были особенно популярны в XVII веке у францисканцев, имевших значительное влияние в Лотарингии. 

     На полотне де Латура мы видим задремавшего за чтением писания Иосифа, перед которым стоит ангел, протягивающий к нему руки, и что-то говорит старику. В Новом Завете Ангел Господень является к Иосифу в общей сложности четыре раза. Многие исследователи полагают, что это первый визит ангела, о котором мы писали выше. Некоторые считают, что это второй визит ангела, когда после рождения Божественного младенца он предупредил Иосифа об опасности и необходимости Святому семейству покинуть Вифлеем и отправиться в Египет. 

      Фигуры художник располагает на нейтральном темно-коричневом фоне, они даны крупным планом. На картине присутствует единственный источник света – стоящая на столе свеча, которую загораживает рука ангела. Вопреки законам физики, пламя слишком сильно освещает правую сторону его лица, возможно, этот прием художник использует намеренно, чтобы сфокусировать внимание зрителя на лице ангела, так что именно оно кажется источником света, что придает картине мистическое настроение. 

      Картина выдержана в спокойной оранжево-коричневой цветовой гамме. Религиозная по содержанию, она напоминает сцену из обыденной жизни. Композиция отличается сдержанностью эмоций и созерцательным настроением. Художник объединяет в своем полотне реальное и мистическое. Де Латур противопоставляет старческое лицо Иосифа нежному  гладкому и как бы бесплотному лицу ангела, подчеркивая его надмирность и чистоту. Таким образом мастер подчеркивает присутствие божественного в обыденной жизни. Использование этого приема характерно для произведений Жоржа де Латура, которые несмотря на свою лаконичность отличаются удивительной выразительной силой.  

История создания

     Картина «Сон святого Иосифа» была вероятнее всего создана в конце творческого пути де Латура, хотя точная дата создания полотна и ее заказчик неизвестны. В Лотарингии, где жил художник, культ святого Иосифа как добродетельного супруга Девы Марии был окружен особенным почитанием.      

     Исследователи считают, что в картине де Латура ощущается влияние францисканского монашеского ордена и идей Святого Франциска Сальского (1567-1622). Его трактат «Введение в благочестивую жизнь» был опубликован в 1609 году. В нем Святой Франциск описывает концепцию внутреннего совершенства и духовного восхождения как идеала полной реализации человека, доступного для всех, говорит о необходимости соответствия личного благочестия социальному статусу, занятиям и обязанностям каждого человека, выступает с критикой кальвинистского учения о предопределении. 

Отношение автора к вере

     Де Латур был воспитан в католической традиции. Главными темами его произведений были библейские сюжеты, которые давали возможность художнику раскрывать проблемы рождения, смирения, сострадания, жизни и смерти. В его полотнах за внешним лаконизмом и простотой скрывается присутствие божественного чуда, тайны, иного бытия. Погружая персонажей во мрак ночи и помещая на картине единственный источник света, мастер акцентирует внимание зрителя на главном, наполняя его особенным смыслом.  Свет в картинах художника имеет символическое значение.       Изображаемые де Латуром ночные сцены, вероятно, связаны с ключевым понятием мистики Святого Хуана де ла Крус (1542-1591) «ночью» человеческой души», о которой он писал в своей поэме «Темная ночь» (опубликована на французском языке в Париже в 1622 году). Ночь интерпретируется им как один из видов общечеловеческого и христианского опыта. Она должна исчезнуть, уступив место Божественному свету. 

Биография 

        Жорж Дюмениль де Латур родился в 1593 году в состоятельной семье булочника Жана де Латура и его жены Сибиллы в городке Вик-сюр-Сей в Лотарингии.  Отец художника был состоятельным и уважаемым в городе человеком: жители города часто приглашали его в качестве крестного отца своих детей или свидетеля на церемонии бракосочетания. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени приходские книги. Всего в семье да Латуров было семеро детей.  Маленький Жорж получил хорошее начальное образование, о чем говорит сохранившийся фрагмент его письма, который демонстрирует прекрасную каллиграфию и знание правил грамматики. Вероятно, первым учителем рисования мальчика стал Клод Дого (1570-1636) – единственный в городе художник. Возможно, Жан ездил учиться в Италию или Нидерланды. В его творчестве заметно влияние голландских утрехтских караваджистов  Хендрика Тербрюггена и Геррита ван Хонтхорста.  Предполагают также, что он учился в столице герцогства Лотарингия Нанси в мастерской французского живописца и гравера Жака Белланже (1575-1616). 

      Сохранилась нотариальная запись от 1617 года, свидетельствующая о бракосочетании между Жоржем де Латуром и Дианой Ленерф, уроженкой Люневиля. В качестве приданного художник получил дворянский титул, так как отец невесты принадлежал к числу самых богатых жителей Люневиля и служил при дворе герцога Лотарингии Генриха II.

      В 1618 году умирает отец де Латура, а в 1620 и тесть. Молодая семья получает солидное наследство и переезжает из Вика в Люневиль. Здесь да Латур   обзаводится просторным домом с мастерской. Хотя в Люневиле в то время насчитывалось всего 25 тысяч жителей, герцог Лотарингии решил построить здесь свой замок и присвоить городу статус герцогской резиденции. Де Латур быстро становится востребованным художником, который продает свои работы для украшения интерьеров строящегося замка. До смерти герцога в 1624 году Латур в основном работает для двора, затем его заказчиками становятся зажиточные горожане. Основной темой картин художника были религиозные и жанровые сцены, пользовавшиеся популярностью у местной знати. Художник приобретает известность, в мастерскую де Латура со всех концов Лотарингии стекаются молодые таланты, чтобы поступить к нему на учебу. 

       В 1620-х годах Лотарингия оказывается в эпицентре войны между Испанией и Францией. В 1631 году в городе разразилась эпидемия чумы, а в 1638 году Люневиль был разграблен и сожжен французскими войсками. Большая семья де Латура, в которой родилось десять детей, бежала в Нанси. Вероятно, травма войны повлияла на тематику его да Датура: жанровые сцены сменились сценами Ветхого и Нового заветов, где в главных ролях выступают Иов, святые Себастьян, Петр, Иосиф, Ирина и др. 

      В 1639 году де Латур отправляется в Париж, где представляет Людовику XIII свою картину «Мученичество Святого Себастьяна», которая произвела на монарха огромное впечатление.  Де Латур на недолгое время становится королевским художником, получив звание Ординарный живописец короля, выполняет заказы для Людовика XIII, кардинала Ришелье, других приближенных короля. Однако, в начале 1640-х годов де Латур возвращается на родину, где выполняет заказы назначенного королем Франции губернатора Лотарингии де Ла-Ферте-Сенектера, который стал поклонником его таланта. Среди них «Рождество». (1644), «Раскаяние апостола Петра» (1645), «Мученичество Святого Себастьяна» (1649), «Отречение апостола Петра» (1651). 

      Для картин художника характерна строгая композиция с небольшим числом персонажей, конструктивная ясность, четкость силуэта, резкие светотеневые контрасты в караваджистском стиле, монументальность, статика, внимание к деталям, теплая цветовая гамма. В его работах отсутствуют архитектурные или пейзажные фоны, детали интерьера практически отсутствуют. Персонажам свойственна неподвижность, отсутствие жестикуляции, динамики. Наследие художника условно делят на дневные и ночные сцены. К дневным относятся жанровые сцены: «Дерущиеся музыканты» (1625-1630), «Шулер с бубновым тузом» (1635-1637), «Гадалка» (1630-1639). В них заметно итальянское влияние тенебризма Караваджо и его ранней работы «Шулеры» (1594). Ночные сцены де Латура, вероятно, в большей степени восходят к голландской жанровой живописи, утрехтским караваджистам Тербрюгену и Хонтрхорсту. Это такие шедевры как «Святая Ирина извлекает стрелу у Св. Себастьяна» (1631),  «Кающаяся Мария Магдалина» (1640),  «Поклонение волхвов» (1644), «Рождество» (1648).  Для его творчества характерны сцены с одним видимым источником света (чаще всего это свеча), которые редко встречаются во французской живописи XVII века. Главными целями этого приема были моделирование форм при помощи света, построение монументальной композиции, передача ощущения ночной тишины, таинственности и мистических эффектов.

  Художественный язык де Латура стал предвестником французского классицизма. Художник не подписывал свои работы, поэтому авторство многих приписываемых ему картин до сих пор остается спорным. 

      Жорж де Латур умер в 1652 году в Люневиле. Этьен, сын художника также стал живописцем и работал в отцовской мастерской.  Вероятно, он является создателем некоторых копий картин отца. 

      По иронии судьбы, несмотря на славу при жизни, де Латур был забыт вскоре после смерти. Впоследствии сохранившиеся работы художника приписывались Веласкесу, Мурильо, Герриту ван Хонтрхорсту. К началу XX века его авторство признавалось лишь за двумя полотнами с авторской подписью, хранящимися в Музее изящных искусств Нанта, «Сон Святого Иосифа» и «Отречение Святого Петра». Однако в 1915 году, благодаря исследованию немецкого искусствоведа Германа Фосса, мировая история искусства вновь открыла имя этого выдающегося живописца. Оказалось, что в различных музеях мира хранится несколько десятков картин, написанных в той же манере и тем же автором. На сегодняшний день известно около пяти десятков полотен де Латура. 

Автор текста: Липатова Елена Владимировна.


Оставить комментарий