Притча о работниках виноградника - Рембрандт Харменс ван Рейн
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
История о работниках виноградника — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея, где Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого утром вышел нанимать работников. Первым нанятым он пообещал плату в один динарий. Затем хозяин ещё выходил нанимать работников. Когда закончился день, работники пришли к нему получать плату и, несмотря на то, что кто-то из них проработал полный день, а кто-то только один час — все получили одинаковую плату. Первые из них возмутились, на что виноградарь ответил одному из них: «…друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф.20:12-16).
Иносказательный язык евангельской притчи повествует о справедливости поступка хозяина, одинаково заплатившего за разный по продолжительности труд, что означает, перед Господом все равны.
На картине Рембрандта работники, окликнув хозяина, с роптанием обращаются к нему. В энергичных жестах их рук и дышащих неподдельным возмущением лицах запечатлена не просьба, не мольба, а требование справедливости. Их настойчивость заставила хозяина отпрянуть назад, на его лице отражено удивление и растерянность. Даже слуга, сидящий с книгой напротив него, застыл в изумлении. Вдали остальные работники продолжают говорить и катить бочки. Пространство картины погружено в полумрак, который пробивает яркий свет из окна, освещающий лицо хозяина. Весь интерьер выполнен в золотистом свете.
В образе равной платы всем работникам показано, что награда зависит не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией. На пути к Царствию Божьему кто-то совершает подвиг, а кто-то просто живет в соответствии с заповедями Божиими. Главная и единственная цель каждого из нас – спастись и прийти к Богу, достичь жизни вечной, только этой награды стоит просить у Него.
История создания
Реальное содержание картины, хотел того художник или нет, не только переросло сюжетные рамки притчи, но и вступило с ней в очевидное противоречие. Толчком к подобному переосмыслению послужили, может быть, события, которые имели место на родине художника в Лейдене в 1637 году, когда там забастовали текстильщики. Это было первое крупное выступление голландских мануфактурных рабочих в защиту своих интересов. Оно нашло широкий отклик в стране, а в следующем году произошло новое выступление амстердамских рабочих, требовавших увеличения заработной платы.
Несмотря на восхитительный колорит, картина осталась незаконченной. По всей видимости, она использовалась в качестве образца учениками Рембрандта.
В Эрмитаж поступила в 1772 году из собрания Кроза в Париже.
Отношение автора к вере
Известно, что семья матери Рембрандта даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию. Первым учителем художника стал лейденский исторический живописец Якоб ван Сваненбюрх, также католик по вере.
Рембрандт создал величайшие произведения библейской тематики, где очень жизненно, глубоко и пронзительно представил проблемы человечества.
Биография
Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Там Рембрандт посещал латинскую школу при университете, в 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству.
В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. Ластмановское влияние явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях, а учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты и Адам Эльсхаймер.
Одним из неразрешенных вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, оба тянулись за Рубенсом, иногда заимствовали художественные находки друг у друга.
В 1629 году секретарь принца Оранского Константин Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского.
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где нашел много состоятельных почитателей, именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров.
Слава о Рембрандте распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 г.). Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени свидетельствуют о наступлении творческой зрелости художника.
В 1634 году состоялся брак с Саскией ван Эйленбюрх. Заказы сыплются к нему один за другим. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 1641 году у него родился сын Титус; остальные трое детей умерли в младенчестве. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.
В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества. При создании этой огромной картины Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
То, что в продолжение 1640-х годов от Рембрандта отворачиваются заказчики и уходят ученики, объясняется общим поворотом живописной моды в сторону скрупулезной детализации. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени.
Художник подолгу работает над гравированными портретами влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет.
В 1656 году заявил о банкротстве. После распродажи дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы оставался сын Титус. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.
Составитель текста: Левченко Алена Михайловна.