Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет гравюры передает первую часть притчи Христа о самарянине, переданной евангелистом Лукой: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём». (Лк. 10:30–34).
Эту притчу Христос произнес в ответ на вопрос законника о делах, которые помогут ему наследовать жизнь вечную. Ответ на этот вопрос был дан еще в Ветхом завете и фарисеи знали его, поэтому Христос вынуждает законника самому ответить на этот вопрос. Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Но законник хочет ограничить это повеление Бога, сузив число людей к которым он должен по закону проявлять любовь, а потому задает вопрос: «Кто мой ближний?» Законники считали своими ближними только евреев, фарисеи – праведников, какими считали и себя, других же считали грешниками и не признавали своими ближними. В притче Иисус Христос не случайно говорит именно о самарянине, поскольку самарян иудеи считали нечистыми и презренными. Таким образом Христос показывает, что в жизни по Евангелию «ближний» - это всякий человек, независимо от его национальности, убеждений, ближним может оказаться и идеологический противник и политический враг, чуждый по каким-либо свойствам. Как для Бога все люди близки, являясь его высшим творением и образом, так должно быть и для христианина. Сам Бог стал человеком, потому и человек должен быть человечным, ведь человечность – это есть начало богоподобия.
Сюжет гравюры Доре построил таким образом, что мы видим самарянина, ведущего свою лошадь с сидящим на ней впавшим в разбойники человеком, смысловым и композиционным центром картины. На лице этого пожилого самарянина изображались и сострадание к боли ближнего, и физическое напряжение от предпринятого для него труда. Не случайно Доре изобразил движение в гору по каменистой, неровной почве, потому что исполнение заповеди любви к ближнему есть преодоление, движение к высоте богоподобия. Фигура сидящего на коне человека мощнее фигуры самаритянина, и по всему видно, что он моложе его, таким образом Доре словно подчеркивает, что иногда тот, кто нуждается в нашей любви и поддержке, попавший в беду человек, на первый взгляд кажется даже более самодостаточным, чем мы сами. Но Евангелие призывает смотреть на человека глубже, не отвлекаясь на внешние свойства человека. Таким образом, в этом, простом на первый взгляд, сюжете кроется глубокий евангельский смысл. Так великий художник сумел передать глубину лишь первой половины притчи о самарянине.
История создания
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания. Совершенно исключенными из процесса иллюстрирования остались Псалтирь, Послания апостолов и Притчи, где было неуместно дополнять художественный образ словом. Подход Доре к иллюстрированию Библии был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре выражал через природные процессы, на фоне которых разворачивается история, а новозаветные истории передавал через создание образов персонажей, не нарушая при этом иконографических принципов, принятых в Европе. В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника. Относясь с особенным интересом к творчеству Дор, Вольф впервые в России в 1874 г. опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Доре.
Отношение автора к вере
Поль Гюстав Доре, по воспоминаниям современников, был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из потока жизни суть происходящих событий и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрированного им произведения. Сохранились сотни эскизов к той или иной сцене из Библии, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Он очень серьезно относился к работе над Библией. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание. Портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях - от образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувства, переданные кистью, возможно, и есть безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о тех основаниях, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье инженера, строителя мостов Пьера-Луи Христофора Доре, и Александрины Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.
В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой, где отцу предложили проложить железнодорожную линию между Лионом и Женевой. Родители, как и двум старшим сыновьям, прочили Гюставу карьеру инженера и готовили его к поступлению в политехническую школу, но он знал, что будет художником: первые законченные рисунки Доре делал уже в четырехлетнем возрасте.
В 1847 году, осиротев, Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Шарль Филипон принимает его в число сотрудников, и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 г. был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было отмечено, что иллюстрации альбома задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который «научился рисовать без учителя и классических штудий».
С 1848 г. по 1852 г. Доре, получивший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполнял сатирическими литографиями страничку в журнале Филипона. Здесь он встречался со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых послужило для него образцом в начале собственного творческого пути. К маю 1862 г. число рисунков Доре достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 г. Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре при жизни стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но бесценным наследием стали его гравюры и иллюстрации. Более четырех тысяч опубликованных книг украшались гравюрами Гюстава Доре, более десяти тысяч раз использовались его иллюстрации, в том числе их использовал для своих декораций Голливуд.
В 1882 г. Гюставу Доре было выплачено 30 000 франков для создания иллюстраций «Ворона» Эдгара По - эта работа стала для него последней.
Умер Поль Гюстав Доре от сердечного приступа 23 января 1883 г. в Париже.
Автор текста: Григорьева Наталья.